Эксперты презентовали лучшие практики инклюзивного волонтерства
19 декабря в Общественной палате РФ состоялось заседание рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов.
Повестку финального в 2022 году заседания рабочей группы представила Диана Гурцкая, руководитель рабочей группы, председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик. Это тема волонтерства на базе вузов, реализующих инициативы в сфере культурной инклюзии; презентация лучших практик по вовлечению людей с инвалидностью, включая детей, в культурную жизнь общества; обсуждение проекта плана деятельности рабочей группы на 2023 год.
«Хочу призвать к тому, чтобы мы с вами раскрывали не только положительные грани нашей работы в обозначенных вопросах, но и преграды, которые стоят на пути людей с инвалидностью. Это важно, так как вместе мы многое можем сделать для их преодоления», — сказала она.
О том, что уже сделано в рамках обозначенной повестки, рассказала Надежда Преподобная, заместитель министра культуры Российской Федерации, заместитель руководителя рабочей группы. Действующие волонтерские центры по работе с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями есть в 422 вузах страны (что составляет 37,31 процента от общего числа вузов), из них 197 подведомственны Минобрнауки России, 18 — Минкультуры России, сообщила она.
«Менее пяти процентов от общего числа студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в общественной жизни вузов, стали участниками проекта инклюзивного волонтерства. Поэтому в данном направлении предстоит большая межведомственная работа, чтобы эти центры росли не формально, а по сути», — подчеркнула она.
Надежда Преподобная обратила внимание, что центром культурных стратегий и проектного управления Минкультуры России были разработаны методические рекомендации для волонтеров культуры по работе с гражданами с ОВЗ. Она отметила, что к 2025 году не менее чем в 32 вузах будут действовать волонтерские центры, реализующие инициативы в сфере культурной инклюзии, а показатели развития инклюзивного волонтерства в области культуры будут включены в ведомственный мониторинг.
По словам Аслана Дамбегова, заместителя директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России, ведомством предусмотрено поступательное увеличение к 2030 году до 80 процентов доли вузов, имеющих действующие волонтерские центры. Он рассказал, что с сентября этого года в Пятигорске запущена Общероссийская студенческая смена по инклюзивному волонтерству и инклюзивному туризму, и предложил сделать участниками этой смены студентов СПО для распространения среди них практики инклюзивного волонтерства и инклюзивного туризма в качестве участников.
Примерами успешных практик инклюзивного волонтерства поделилась Дарья Жукова, руководитель дирекции общественного движения «Волонтеры культуры»:
«Инклюзия и волонтерство идут рука об руку. Каждому нашему волонтеру понятно, зачем он эту работу выполняет, какие в этом есть идейные составляющие, какая миссия. Уверена. что эти практики будут развиваться, и важную роль в этом играет создание инфраструктуры — волонтерских центров на базе различных организаций».
Следующей темой обсуждения стало повышение информированности инвалидов и граждан с ОВЗ о возможностях участия в творческих мероприятиях, проводимых учреждениями культуры и образовательными организациями. Важно, чтобы как можно больше людей с инвалидностью знали о том, что они могут принимать участие в тех или иных мероприятиях, подчеркнула Надежда Преподобная.
Для решения этой задачи в 85 субъектах Российской Федерации создана 91 инклюзивная творческая лаборатория, эта работа продолжится: ежегодно планируется создавать до 100 таких лабораторий; сформированы каталоги наиболее эффективных практик инклюзивных творческих проектов — свои предложения эффективных практик подготовили уже 65 субъектов РФ; информация о возможностях участия людей с инвалидностью в творческих мероприятиях учреждений культуры и образовательных организаций размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти, учреждений культуры, на портале Культура.РФ, в соцсетях.
«Цель — социальный эффект от вовлечения людей с инвалидностью, включая детей, в активную культурную жизнь», — поделилась она.
Эксперты отметили важность обучения специалистов, работающих с людьми с инвалидностью.
«Необходимо обеспечить систему по передаче методики работы с людьми с инвалидностью. Многие могли бы реализовывать мероприятия, но боятся или не знают как. Важно обучать сотрудников учреждений культуры, привлекая к этому обучению всероссийские организации, работающие с людьми с инвалидностью», — предложила Диана Гурцкая.
Эффективными практиками инклюзивного волонтерства и вовлечения людей с инвалидностью и ОВЗ в культурную жизнь поделились региональные эксперты. Они отметили, что для того, чтобы такая вовлеченность развивалась, нужно заменить жалость и неприятие человека с инвалидностью на умение признавать человеческую индивидуальность, тем самым формируя комфортную психологическую среду.
«Люди с инвалидностью, как и здоровые люди, хотят быть счастливыми и полезными обществу», — резюмировал Артур Латыпов, директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Фото: oprf.ru