Запретить или регламентировать: исчезнут ли электросамокаты с улиц российских городов
Средства индивидуальной мобильности (СИМ), оборудованные двигателем относительно небольшой мощности, при использовании в городской среде становятся причиной травм, которые получают не только их водители, но и пешеходы. Как регулировать использование данной категории транспорта, в которую входят набирающие популярность электросамокаты, и максимально обезопасить всех участников дорожного движения? На этот вопрос 20 июля попытались ответить участники круглого стола по вопросу профилактики дорожно-транспортного травматизма при использовании средств индивидуальной мобильности.
Открывая дискуссию, член Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов отметил, что на сегодняшний день грань, которая существовала между велосипедом, мопедом и СИМ, стерта. Он привел пример, когда в протоколах об административных правонарушениях инспекторы ГИБДД пишут, что нарушение совершил водитель мопеда, хотя речь шла об электросамокате.
Кроме того, Александр Холодов напомнил, что на площадке ОП РФ ранее выдвигалось предложение распространить на все средства индивидуальной мобильности с двигателем правила, распространяющиеся на управление мопедом. Тем не менее это правило все еще не принято.
При этом спикер напомнил о правилах, которые уже приняты в отношении средств индивидуальной мобильности.
«Во-первых, им присуждена категория транспортных средств, поэтому им необходимо управлять в трезвом состоянии. Управляющий СИМ — это водитель, и он должен нести ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. На дорогу на электросамоварах имеют право выезжать лица, достигшие 14-летнего возраста. Мы считаем, что нужно поднять эту планку, потому что административная ответственность наступает с 16 лет», — рассказал Александр Холодов.
Спикер добавил, что по действующим на сегодняшний день правилам СИМ могут быть допущены на дорогу, только если они оборудованы тормозной системой, осветительным оборудованием, звуковым сигналом, если водитель использует защитные налокотники и наколенники.
«Еще не принято правило об использовании шлема. К движению по тротуару допускаются СИМ до 35 килограммов, которые движутся со скоростью до 25 километров в час», — резюмировал Холодов.
В свою очередь член Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Агре подчеркнула, что вопрос безопасности использования средств индивидуальной мобильности необходимо обсуждать в связке с образованием.
«Образование и воспитание формируют культуру в обществе, которая в результате влияет в том числе на то, что происходит и на наших дорогах. Это та самая профилактика проблем, связанных с использованием средств индивидуальной мобильности», — отметила она.
По мнению члена ОП РФ, тема безопасности дорожного движения в целом весьма комплексная и ее необходимо обсуждать на межведомственном уровне.
«Те первые шаги, которые были сделаны в области законодательного регулирования данной проблематики, уже дали определенные результаты. Но есть достаточно большой потенциал для того, чтобы сделать передвижение на СИМ намного более безопасным, причем как для самих водителей данного вида индивидуального транспорта, так и для тех, кто находится вокруг», — подчеркнула Наталья Агре.
Председатель Общероссийской общественной детско-юношеской организации по пропаганде безопасности дорожного движения «Юные инспекторы движения» Валентина Кульбицкая рассказала, что уже более пяти лет занимается вопросами воспитания культуры участников дорожного движения.
«Как раз вопрос использования всех видов транспорта является одним из ключевых в нашей образовательной повестке. Что касается обсуждаемой темы, мы все согласимся с тем, что проблема существует. Необходимо предпринимать активные действия для ее устранения», — заявила спикер и предложила участникам круглого стола посмотреть презентацию, которую подготовили школьники, состоящие в ее организации. В своей работе они наглядно показали, что может произойти с точки зрения физики, когда человек на самокате сталкивается с пешеходом.
Старший инспектор по особым поручениям главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) Виктор Стельмах напомнил, что его ведомство совместно с Министерством транспорта уже определило ряд правил, которые касаются передвижения на СИМ. По его словам, в марте этого года вступили в силу изменения к ППД. Теперь ведомство ведет большую пропагандистскую работу по применению данных правил, в том числе с сотрудниками территориальных органов автоинспекции, рассказал Стельмах.
«Люди должны понимать эти правила. В том числе и дети, которые не разбираются в юридических документах. Поэтому для них мы стараемся обозначить данную проблему более схематично», — заявил представитель ГУОБДД.
Виктор Стельмах перечислил самые частые нарушения, которые допускают граждане при использовании СИМ. Это ситуации, когда двое людей одновременно используют один электросамокат, когда управляющие этим видом транспорта ездят по пешеходным переходам, когда для передвижения используют не тротуар, а проезжую часть.
Спикер добавил, что правила дорожного движения вносят положительную динамику в данную область. Тем не менее количество самокатчиков по всей стране быстро увеличивается и поэтому статистика нарушений все еще стоит на тех же отметках, резюмировал Виктор Стельмах.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал, что интересовался у читателей своего телеграм-канала, нужно ли сертифицировать электросамокаты и вешать на них номера. Результаты показали, что 60 процентов опрошенных считают такую меру эффективной, поскольку она будет способствовать наведению порядка на дорогах, в то время как 40 процентов считают, что самокаты от этого станут дороже, но беспорядок на дорогах сохранится.
По мнению Максима Кадакова, движение электросамокатов невозможно регулировать.
«В одном городе тротуары широкие, в других узкие. В одной части страны погодные условия одни, в другой совершенно другие», — пояснил спикер.
К тому же данный вид транспорта весьма травмоопасен, продолжил Кадаков.
«Если водитель электросамоката ездит без защитного шлема, удар о ребро тротуара может вызвать если не смерть, то тяжелые травмы. Я против любых запретов, но мне кажется, что в данном случае введением правил мы не добьемся решения данного вопроса. Кажется, нужно просто запретить ездить на самокатах, по крайней мере в городах», — заявил главред.
Генеральный директор Сибирской ассоциации аварийных комиссаров Оксана Костицкая обратила внимание на невозможность оформления данных ДТП с участием водителей СИМ.
«У них нет ОСАГО. Когда наши аварийные комиссары выезжают на место происшествия, в этой ситуации мы можем всего лишь констатировать факт, развернуться и уехать», — сообщила она.
Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко со своей стороны отметил, что те решения, которые вырабатывались в обсуждаемой сфере, в том числе на площадке ОП РФ, были реализованы.
«Поэтому мы заходим сейчас на следующий круг, вырабатываем новые решения с учетом правоприменительной практики, с учетом тех погрешностей, которые у нас сегодня есть», — сказал он.
По словам спикера, на вопрос, кто виноват в проблемах, возникших в связи с использованием электросамокатов, можно ответить только одним словом: прогресс.
«Мы получили такие маленькие устройства, которые могут держать вес человека и перемещать его с определенной скоростью. Раньше этого не было. Когда мы говорим о травмированных, погибших, мы забываем про погибших на автомобильных дорогах от воздействия автомобиля. От автомобильного транспорта погибает более 14 тысяч человек в год. Это печальная статистика. Тем временем автомобильный транспорт продолжает развиваться, и наша задача — сделать его более безопасным и превратить эту цифру в ноль. Надо развивать и этот новый вид транспорта, для того чтобы он был безопасным», — отметил Владимир Луговенко.
По его словам, 1 марта 2023 года уже произошло чрезвычайно важное событие на этому пути: электросамокаты на законодательном уровне провозглашены средствами индивидуальной мобильности. «Теперь можно вводить ограничения в населенных пунктах вплоть до запрета, если это требует общество», — резюмировал Луговенко.
Руководитель направления по связям с госорганами шеринговой компании «Юрент» Георгий Зелинский пригласил участников круглого стола на экскурсию в его организацию, чтобы посмотреть не только на сервисные центры, но и на то, как у них проходит обучение пользователей.
«Наша задача — обеспечить безопасность пользователей и других участников дорожного движения. Шеринговый самокат безопасен, потому что мы отвечаем своей репутацией и работаем по оферте с многими городами, где детализируются технические требования к СИМ», — рассказал спикер.
К дискуссии присоединилась пользователь частного самоката из Москвы. По ее словам, владельцы самокатов являются такими же участниками дорожного движения, как и все остальные и нуждаются в защите их прав.
«Мы дорожим своим здоровьем и здоровьем окружающих. Я считаю, что проблема не в самом транспорте, а в том, кто им управляет. Это нужно регулировать», — подчеркнула гостья.
Она добавила, что часто в городах нет инфраструктуры для вождения электросамокатов. В Москве есть велополосы, но на них часто припаркованы автомобили, так что самокатчикам приходится выезжать на проезжую часть, чтобы их обойти, рассказала она и предложила развивать инфраструктуру для пользования самокатами в городах, а также запретить родителям брать в прокат электросамокаты для детей моложе 14 лет, так как маленький ребенок не способен объективно оценивать дорожную ситуацию.
Фото: oprf.ru