Образование человека будущего требует скорости, новых форматов и содержания
15 сентября на площадке ОП РФ состоялся круглый стол, организатором которого выступили Комиссия ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике, Русское космическое общество (РКО). Участники мероприятия обсудили вызовы образованию и воспитанию, научную основу образования и воспитания, способы измерения процесса и результатов образования и воспитания, методики ноосферного и космического образования и воспитания РКО.
Проект «Космодесант» транслирует много идей, которые полезны для воспитания молодежи, гражданского становления, для педагогического, родительского и научного сообществ, отметила в приветственном слове заместитель председателя комиссии ОП РФ Елена Родионова.
«Тема космоса нам уже не кажется такой далекой, на площадке ОП РФ мы говорили и говорим о космосе, как об идее будущего. Сегодня мы делаем космос еще ближе, потому что говорим о детях, молодом поколении, это, конечно же, наше будущее», — добавила она.
О стратегической инициативе, которая лежит в основе деятельности РКО, рассказал глава общества Алексей Гапонов. По его словам, культурно-гуманитарный проект «О будущем» реализуется как всенародная образовательная инициатива с 2015 года. Он является большой педагогической инновацией, которая ориентирована на формирование у человека библиотеки высоких благородных качеств и нравственных ценностей.
«Было определено 99 таких качеств по количеству месяцев в учебной программе. Миссия проекта — получение к 2030–2040 годам поколения творцов-созидателей. Наша задача — поставить искусство на службу воспитания. На сегодняшний момент снято 55 фильмов, всего их будет 99, каждый фильм раскрывает то или иное качество или ценность. Каждый снимается от одного из регионов или от одного из сообществ, которые занимаются теми или иными направлениями деятельности. Каждый рассчитан на то, чтобы вызвать эмоцию. К каждому идет методическое пособие, которое позволяет в обсуждении с педагогом осмыслить только что увиденное. Далее начинается применение, закрепление через предметную деятельность. А здесь начинается связка с муниципалитетами, с региональными властями», — пояснил спикер.
Помимо этого, он отметил, что в целом система постановки искусства на службу воспитания охватывает не только киноуроки, она перешагнула пространство нашей страны и выходит на БРИКС.
«Мало просто иметь благородные качества, важно понимать, как их направить. Если в школьной программе нет цели, то к чему мы идем? Все качества тогда витают только в воздухе. Светлое будущее имеет неуклонную и твердую подготовку к конфликту. Конфликт — священное начало всякого воспитания и образования», — убежден член президиума и Первого отряда РКО Степан Зотов.
Он считает, что в каждом киноуроке есть конфликт, и через победу над ним, герои реализуют себя. Поэтому надо признать, что конфликт — это основа воспитания и развития.
В январе 2023 года в рамках стратегической инициативы РКО был образован лагерь целостного развития личности «Миссия Нирма», программа которого рассчитана на пять лет. По завершении программы участники становятся специалистами направлений и руководителями собственных проектов. Об этом рассказала член Первого отряда РКО, руководитель центра ноосферного природопользования «Раздолье» и детского научно-творческого лагеря «Миссия Нирма» Елена Тимошкина.
«Мы придумали игру, которая помогает формировать образ будущего. Естественно, все это привязано к стратегической инициативе РКО “Русский союз — 2045”, где мы формируем образ будущего, и здесь мы это делаем вместе с детьми. Они видят те противоречия, которые есть на земле с точки зрения жителей 2045 года, и помогают решить разные проблемы. Вся деятельность в лагере проектная, дети самостоятельно создают проекты и через это изучают науки, ремесла, занимаются физическим развитием. На выходе — настоящих инженеров будущего, которые получают, чего они хотят», — рассказала спикер.
Опытом работы Гагаринского отряда в Лопатинской школе Подмосковья поделилась педагог и руководитель Гагаринских отрядов и школьного Гагаринского музея Наталья Попова. Она отметила, что Гагаринский отряд является также проектом РКО, он был первым отрядом Гагаринской дружины в стране. «Гагаринский сад» — первая акция, в которой отряд принял участие. Также юными гагаринцами был создан и открыт Гагаринский музей, который стал культурным центром поселения Лопатино, а экскурсии в нем проводят сами ребята.
«Хочется отметить, что они принимали участие в акции “Письма детям Донбасса”: писали, не зная, кому они пишут, и какова была радость, когда через три месяца они получили ответ. Ребята завязали дружбу и переписку с учащимися из Мариуполя и узнали, что там тоже есть Гагаринский отряд. Юные гагаринцы не останавливаются на достигнутом, потому что наш девиз — быть первыми в добрых делах», — добавила она.
Руководитель Комитета по институционализации идеологии МОО КП «Сфера», ответственный секретарь ассоциации «Аналитика» Валерия Филиппова отметила, что в Артеке поставлена стратегическая цель — воспитание поколения людей, способных вывести страну на ключевые позиции в науке, культуре, творчестве, стремящихся к самореализации во благо России и мира. В рамках этого предполагается разработка кадровой модели, которая способна обеспечить реализацию данной цели.
«Мы движемся к той же цели, но с помощью другого подхода. Мы закрепляем, актуализируем не качество, а ценности, прежде всего у тех людей, которые работают с детьми. В рамках организации федерального центра непрерывного профессионального развития работников системы образования на базе Артека за два года были обучены 400 сотрудников лагеря, которые на ежемесячной основе обучают четыре тысячи директоров школ, завучей и советников по воспитательной работе образовательных учреждений», — отметила спикер.
Образование теряет актуальность из-за устаревания знаний и навыков, убежден член центрального совета Союза отцов Дмитрий Тарасов. Также он считает, что экосистемы объединяют обучающихся и сообщества для раскрытия индивидуального и коллективного творческого потенциала на основе межотраслевой коммуникации, программирования, робототехники, искусственного интеллекта, системного и экологического мышления, управления проектами и других технических и социальных возможностей.
«Мы предполагаем экосистемы через объединение ученика, учителя и экспертных сообществ. Особенностью экосистемы являются открытость, саморегуляция, самоорганизация. Сейчас образование человека будущего требует скорости, новых форматов и содержания. Очень важно, чтобы вместо долгих программ было микрообучение, и, конечно же, обязательно персонализированное образование», — добавил он.
В завершение мероприятия Елена Родионова поблагодарила всех участников круглого стола и отметила: «Сама концепция разговора была построена очень правильно. Мы сегодня убедились, что тема жива и жизненно необходима. Сейчас наступает период не только размышлений, но и конкретных действий».
Фото: oprf.ru