23.09.2023

Электронная торговля должна быть прозрачной, понятной и подконтрольной

22 сентября в Общественной палате РФ прошло заседание Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по развитию и безопасности электронной торговли.

Отрасль электронной торговли нуждается в законодательном регулировании, которое должно учитывать интересы всех сторон — потребителей товаров, самой отрасли и государства, заметил заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по экономической политики, заместитель председателя Координационного совета по развитию и безопасности электронной торговли Артем Кирьянов: «Деятельность новой отрасли электронной торговли должна быть прозрачной, понятной, подконтрольной и приносить доход в бюджет».

Он сообщил, что в ближайшее время на рассмотрение в Госдуму будет внесен законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. Инициатива в числе прочего вводит базовые определения: разъясняет, что такое маркетплейсы, кого считать владельцем и продавцом, что считать пунктом выдачи заказов. Также законопроект регулирует механизм заключения договора между владельцем маркетплейса и владельцем пункта выдачи заказа; вопросы оплаты; взаиморасчеты и статусы плательщиков налога и т. д. Законодатель предложил экспертам и представителям рынка электронной торговли подключиться к обсуждению данной инициативы в рамках нулевого чтения.

Кроме того, Артем Кирьянов подчеркнул важность дальнейшего развития механизма маркировки товаров — в настоящее время на российском рынке маркировка является обязательной в отношении 16 категорий продукции, но этот список будет расширяться, а также отметил эффективность механизма общественного контроля в условиях моратория на контрольно-надзорные мероприятия.

Предложение депутата принять участие в обсуждении законодательной инициативы поддержал председатель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по развитию и безопасности электронной торговли, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель Союза электронной торговли Георгий Волков.

«Нулевые чтения проходят на площадке палаты, и вы можете принимать в них участие, говорить, что в законопроекте неправильно, некорректно и требует дополнительной проработки. Призываю активнее принимать участие в таких мероприятиях», — обратился он к представителям отрасли.

Эксперты отметили важность выстраивания конструктивного взаимодействия между участниками рынка электронной торговли, потребителями и органами государственной власти, в том числе в части рассмотрения обращений физических и юридических лиц. Площадкой для выстраивания такого диалога является Союз электронной торговли. Среди основных направлений деятельности организации — защита прав и интересов предпринимателей, помощь в развитии сферы электронной торговли и совершенствовании нормативно-правового регулирования, защита прав потребителей и работников сферы электронной торговли.

«В настоящее мы прорабатываем эффективный механизм по прямому взаимодействию с маркетплейсами в части обработки обращений, поступающих на нашу горячую линию от потребителей, продавцов, владельцев точек выдачи. Активно взаимодействуем с Wildberries в этом направлении. Призываем все другие маркетплейсы присоединиться к такой работе», — поделился помощник председателя Союза электронной торговли, член Ассоциации юристов России Георгий Багирян.

В доработке нуждаются принципы и правила добросовестного поведения участников рынка электронной торговли с учетом того, что этот рынок стремительно меняется, отметили участники дискуссии. По мнению председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алены Булгаковой, потребитель должен видеть, что приобретает оригинальный товар, и для этого ему не нужно искать информацию о его сертификации.

«Как обязать маркетплейсы создавать системы для потребителя, которые будут давать такую информацию? Какие механизмы регулирования для этого нужны? Эти и другие вопросы стоят сегодня на повестке», — задала вопрос представителям отрасли Алена Булгакова.

На самом деле механизмы регулирования рынка уже предусмотрены и законодательно отработаны, но их исполнение не контролируется, утверждают участники дискуссии. Заместитель генерального директора ООО «ВамГрупп» Владимир Гримайло обратил внимание на то, что у большого числа продавцов на маркетплейсах декларации или сертификаты соответствия носят формальный характер, более того, на интернет-платформах продаются номера таможенной декларации. При этом любой товар можно проследить, но маркетплейсы их не проверяют. Кроме того, законодательством предусмотрены и статические формы учета движения товаров, но далеко не все маркетплейсы их контролируют.

В телеграм-каналах предлагается «серая» схема сертификации — оформление одного сертификата для нескольких клиентов, так называемый сертификат в «складчину», отметила эксперт Татьяна Началова. «Складчина» существенно снижает стоимость сертификата, при этом, по мнению спикера, влечет огромные риски остаться без разрешительной документации: основной заявитель может ликвидировать свое юридическое лицо, действие сертификата может быть приостановлено Росаккредитацией из-за нарушений процедуры сертификации, могут быть ошибки при заполнении документов и т. д.

«Раньше маркетплейсы несли ответственность за всех продавцов, которые торгуют на площадке, теперь ответственность за отсутствие или нелигитимность сертификата несет продавец», — заметила она.

Татьяна Началова привела в пример компанию Wildberries, которая заключила прямой договор с Росаккредитацией, и у которой все сертификаты оформлены в соответствии с действующей процедурой.

На заседании с докладом выступил также генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) Игорь Прудников. Эксперт рассказал о проблеме продажи фальсифицированной продукции (радиаторов отопления) на маркетплейсах.

Кроме этого, в заседании приняли участие представители ФНС России, ФТС России и Роспотребнадзора.

Среди предложений экспертов — совместная с маркетплейсами разработка единого стандарта паспорта изделия; информирование через сайты маркетплейсов о результатах проводимых отраслевыми ассоциациями контрольных закупках или проверок обращений пользователей; создание на площадке Союза электронной торговли структуры, которая будет давать аналитическую оценку соответствия разрешительной документации требованиям законодательства, при непосредственном участии маркетплейсов.

Фото: oprf.ru