01.12.2023

Испытание ценностями: как отличить хороший проект от плохого

Как привести систему общероссийских ценностей к единому знаменателю и что дает уверенность в ее едином понимании — об этом говорили в ОП РФ 29 ноября в ходе круглого стола «Система ценностей российской цивилизации. Актуальные задачи аксиологии» ученые и методологи. 

В России в сфере работы с молодежью реализуется большое количество государственных и общественных инициатив, транслирующих общероссийские ценности. В рамках закрепления системы ценностей появляются предложения вернуть идеологию в Конституцию России. Однако в чем конкретно ценность существования гражданина в нашем обществе — вопрос до конца не всем ясный. Об этом заявила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике Елена Родионова.

По словам члена ОП РФ, муниципальные общественные палаты работают с молодежью напрямую. Они имеют возможность быстро реагировать и корректировать свою деятельность.

«В отличие от них, наши предложения имеют отложенный эффект, мы не увидим результат завтра, — отметила Елена Родионова. — Сейчас мы пожинаем результаты работы общественников, ученых и государственных деятелей 90-х годов. Это и отношение к образованию и науке, и работа с родителями. По-разному можно относиться к нацпроектам, но мы видим, что на социальную сферу тратятся беспрецедентные суммы, чего давно не было в стране. Государство реализует большое количество инициатив, но не все о них знают и продолжают жить, тратя время и силы на борьбу с ветряными мельницами».

Продолжая тему, ответственный секретарь ассоциации «Аналитика», руководитель Комитета по научной институализации идеологии «КП «Сфера» Валерия Филиппова отметила, что при поддержке какого-либо проекта необходимо четко понимать, работает ли он на стратегические цели страны.

«Проект, программа или мероприятие может служить целям и задачам страны в том случае, если этот проект имеет концептуальное обоснование, которое включает ключевые понятия для социальной политики, как то: цивилизация, страна и ее ценности», — подчеркнула она.

О том, как различить конструктивные мероприятия молодежной политики от деструктивных, рассказала руководитель лаборатории стратегического планирования МУППИ Елена Мундриевская. По ее мнению, для этого необходима технология отличия.

«В своей прикладной практике, когда мы проводили оценку тех или иных мероприятий или теорий, мы обнаруживали, что в разных теориях одно и то же слово, например “патриотичность”, “справедливость” либо “милосердие”, звучит для разных типов ценностных оснований одинаково, но наполнено разным содержанием», — пояснила спикер.

Что вообще понимать под системой ценностей и каким образом она встроена в наше сознание, рассказал представитель школы «ДНК России», доцент философского факультета МГУ Олег Ефремов. Он отметил, что ценности понимаются как определенная система мотивационных предпочтений, на основе которого формируется поведение человека.

«Эти ценности не есть свыше данное, не есть вечное или временное. Это то, что формируется в процессе человеческой деятельности, — подчеркнул спикер. — Единой иерархии ценностей нет, однако каждая группа будет формировать свою иерархию».

По словам Ефремова, иерархия ценностей может меняться в зависимости от задач, которые стоят перед обществом. Если же иерархия жесткая, то возможность подстройки под глобальные задачи, исчезает.

«Не надо бояться анализировать ценности. Нет ничего страшного в том, чтобы ясно понимать, что имеется в виду и что необходимо исправить в случае необходимости. Мы должны помочь молодежи осознать свою причастность к российскому социокультурному миру и его ценностям. Сам факт этого осознания требует помощи с нашей стороны», — поделился Олег Ефремов.

Несовершенство современной системы образования состоит в полном отсутствии практических задач, уверен руководитель Комитета методического сопровождения проектов «КП «Сфера» Сергей Луполенко.

«Сейчас наше образование настроено на информирование. Нужно перенести акцент на другое — готовить людей, которые могут что-то делать практически. Подачу многих знаний тогда придется переделать».

При практическом подходе к обучению необходимо ввести в образовательный процесс игровые форматы, которые, по мнению спикера, помогают сделать человека успешнее. «Страна нуждается в специалистах, которые умеют эффективно действовать во всех сферах жизни в кризисных ситуациях, но современное образование пока не может предоставить таких специалистов», — подчеркнул Сергей Луполенко.

Организатором встречи выступила Комиссия ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике.

Фото: oprf.ru