06.12.2023

Российское музыкальное образование: готовить не ремесленника, но мастера

1 декабря в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Современные проблемы российского музыкального образования», который продолжил цикл встреч, посвященных проблемам творческого образования. До этого на площадке ОП РФ уже обсуждались проблемы образования в сфере изобразительного искусства, театра, кино и архитектуры.

В феврале 2023 года в послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин предложил изменить систему высшего образования в России, в том числе вернуться к традиционному сроку обучения в вузах. Это потребовало обсуждения новых подходов к реализации культурной политики, в том числе в сфере музыкального образования.

Председатель Общественного совета при Минкульте России Александр Чайковский отметил, что, устраняя издержки Болонской системы, нельзя игнорировать то хорошее, что в ней есть. По его словам, эта работа требует глубокого осмысления. Он отметил, что у каждого из творческих направлений есть своя специфика, которую надо учитывать при разработке образовательных стандартов и требований по уровням образования.

Эффективность взаимодействия с Общественным советом при Минкультуры России отметил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский. Озабоченность члена ОП РФ вызывает то, что при реформировании образования планируется сохранить специалитет, разделив его на две части: исследовательский специалитет, который будет оплачиваться из средств федерального бюджета в рамках контрольных цифр приема, и профессиональный специалитет, который будет оплачиваться работодателем.

«Ясно, что в исследовательский мы ни с театральным, ни с музыкальным, ни с каким-то другим направлением не подходим. А представить себе, например, оркестр, который будет платить за обучение музыкантов, сложно — это практически невозможно, у нас совершенно другие отношения с работодателем. Т.е. даже на стадии самой идеи никто не учитывал интересы творческого образования в России», — недоумевает Заславский.

Чтобы отстаивать интересы представителей творческих специальностей, должна быть выработана экспертная, консолидированная, внятная позиция, подчеркнул он.

Российские кадры с музыкальным образованием востребованы на международном рынке труда, но при этом российские музыкальные коллективы не всегда укомплектованы, обратил внимание художественный руководитель, главный режиссер Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян.

«Важно защитить свой внутренний рынок и сделать его конкурентным, потому что это странная идея, что мы за достаточно большие деньги готовим кадры, которые потом используются не в стране», — считает эксперт.

По словам ректора Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Валерия Вороны, за последние 150 лет Россия была основным генератором процессов и в культуре в целом, и в музыке в частности, и сегодня ничто не мешает нам создать на Евразийском пространстве свои критерии, свои параметры развития этой сферы. Что касается образования, то эксперт считает, что в первую очередь необходимо пересмотреть базовые нормативы затрат, потому что некоторые категории педагогов, концертмейстеры, совместители находятся в дискриминационном положении по оплате.

О проблеме падения уровня абитуриентов, поступающих на музыкальные специальности, рассказал ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александр Соколов. Причины нужно искать в среднем звене, где не хватает педагогов, считает он. А следствием является то, что из-за недобора студентов урезаются контрольные цифры приема (КЦП). Специфика творческих вузов в том, что невозможно спрогнозировать, сколько талантливых претендентов придет на специальность в этом году, а сколько в следующем, значит, вузам нужна возможность маневра, уверен спикер.

Кроме того, участники круглого стола настаивают на непрерывности музыкального образования, поэтому модернизация содержания образовательного процесса должна предполагать интеграцию начального и общего музыкального образования. Кроме того, они подчеркнули необходимость возвращения индивидуального подхода к обучающимся для выявления их способностей и развития талантов. Музыкальные вузы должны готовить не ремесленника, а мастера, артиста, считают эксперты. Для формирования системы полноценного образования нужны предметы гуманитарного цикла, которые сегодня вымываются из творческих вузов.

Эксперты говорят, что учебному процессу в творческих вузах сильно мешает либерализация учебного процесса, когда студент, не посетивший ни одного занятия, все равно допускается на зачеты или бесчисленное число раз может оформлять академические отпуска. Они категорически против того, чтобы КЦП по творческим специальностям выделялись непрофильным вузам, — это ведет к снижению уровня подготовки творческих кадров; также недопустимо, чтобы ассистентуру-стажировку приравняли к магистратуре. Среди других насущных проблем в сфере музыкального образования эксперты называют недофинансирование.

Участники круглого стола предложили включить в базовый норматив затрат творческих вузов оперные, режиссерские студии и другие учебно-вспомогательные структурные подразделения; узаконить возможности получения бесплатного второго высшего образования по ряду специальностей; ввести систему распределения для выпускников творческих специальностей; провести мониторинг потребностей государства на творческих работников тех или иных специальностей.

Фото: oprf.ru