19.01.2024

Рынок электронной торговли должен стать прозрачным

В Общественной палате РФ проведена общественная экспертиза законодательных новелл, регулирующих дистанционную торговлю товарами (услугами). Эксперты ОП РФ подготовили заключение, в котором рекомендовали провести дополнительное обсуждение положений законопроектов, вносящих изменения в федеральный закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в закон «О защите прав потребителей».

Вопросы регулирования рынка электронных торговых площадок обсуждались в ОП РФ в рамках нулевых чтений указанных законопроектов 20 ноября прошлого года, напомнила Алена Булгакова, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан.

«Участники общественной экспертизы поддержали основную идею законопроекта по урегулированию дистанционной торговли товарами (услугами) с использованием цифровых платформ (маркетплейсов), защите прав и законных интересов потребителей, а также по установлению прозрачных правил взаимоотношений всех заинтересованных участников такой торговли. Вместе с тем эксперты сформулировали ряд замечаний и предложений», — рассказала Булгакова.

Так, эксперты обращают внимание, что законодателям необходимо уточнить, будет ли действие законопроекта распространяться только на агрегаторы информации о товарах или также на агрегаторы информации об услугах. По их мнению, в последнем случае необходимо предусмотреть определение понятия «исполнитель услуг» и учесть специфику договоров возмездного оказания услуг.

Кроме того, уточнения требует понятийный аппарат, считают эксперты. Прежде всего термины «маркетплейс» и «владелец маркетплейса», которые аналогичны понятию «агрегатор информации о товарах, услугах (маркетплейс)», закрепленному в законе «О защите прав потребителей».

«Представляется рациональным унифицировать название и определение данного понятия во избежание трудностей в правоприменительной практике», — говорится в тексте заключения.

Также эксперты предлагают расширить определение предлагаемого в законопроекте термина «пункт выдачи заказов»; уточнить понятия «личный кабинет» (предлагается определить его как ресурс, размещенный на официальном сайте владельца маркетплейса) и «официальный сайт» (обозначив принадлежность сайта владельцу маркетплейса).

Эксперты предлагают разработать прозрачные стандарты работы маркетплейсов и пунктов выдачи заказов. Так, они считают, что дополнительного обсуждения и проработки требуют механизмы возможных изменений в офертах; отмечают важность закрепления детального порядка использования личных кабинетов с учетом мнения всех заинтересованных сторон; предлагают дополнительно проработать вопросы усиления ответственности маркетплейсов за исполнение договора; предлагают установить ограничение на возможность списания штрафов без письменного распоряжения продавца товаров на маркетплейсе или владельца пункта выдачи заказов, а само наложение штрафа должно быть четко мотивировано.

«При введении подобного рода новелл важно разработать и закрепить четкий регламент взаимоотношений между владельцами маркетплейсов, продавцами товаров на маркетплейсе, владельцами пунктов выдачи заказов по порядку, срокам уведомлений и их рассмотрения», — уточняется в документе.

Спорным, по мнению участников общественной экспертизы, является предусмотренный в законопроекте запрет для владельца маркетплейса с совокупной выручкой более 150 миллиардов рублей в год осуществлять розничную продажу конкретного товара на собственном маркетплейсе. Эксперты обращают внимание, что Конституция РФ провозглашает свободу предпринимательской деятельности, но не допускает монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип отражен и в положениях федерального закона «О защите конкуренции».

Участники публичного обсуждения обратили внимание, что в законопроекте предлагается установить право потребителя при обнаружении в товаре недостатков обращаться не только к продавцу либо уполномоченной организации, но и к владельцу маркетплейса. Однако, заметили они, зачастую маркетплейс не является собственником товара, а выступает как электронная платформа, на которой взаимодействуют продавцы и покупатели. Следовательно, важно определить правовой механизм, на основании которого будут рассматриваться требования потребителей в отношении некачественного товара.

«Учитывая высокий интерес общественности к озвученным законодательным инициативам, Общественная палата РФ рекомендует провести дополнительные обсуждения положений законопроекта с учетом замечаний и предложений, приведенных в настоящем заключении», — делают вывод эксперты.

Фото: ru.freepik.com