Успех профминимума: новая государственная стратегия обеспечит будущее рабочих профессий
30 января в Общественной палате РФ прошло заседание экспертного совета «Билет в будущее» по вопросам профориентации. Представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования, ученые-профориентологи и педагоги обсудили первые результаты и перспективы развития единой модели профориентации в России.
Эксперты напомнили, что профориентационный минимум запущен с сентября 2023 года Минпросвещения России во всех школах страны для школьников 6–11-х классов на базе всероссийского проекта ранней профориентации «Билет в будущее».
Участников поприветствовали Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, и Кирилл Кузнецов, исполнительный директор ЦТР «Гуманитарные технологии».
Наталья Кравченко отметила, что разработка единой модели профориентации и ее доработка должны опираться на мнения экспертов и научного сообщества. Для эффективности профориентации на стремительно меняющемся рынке труда важными критериями этой модели должны стать гибкость и способность индивидуальной настройки под каждого ученика.
«Государственная политика в области профессиональной ориентации очень своевременна и позволит решить стратегически важные задачи: кадровое обеспечение технологического суверенитета, создание условий для развития человеческого капитала нашей страны. Проект “Билет в будущее”, являющийся ядром единой модели профориентации, открыт для учета мнений экспертов и предложений по доработке программы. Предыдущий этап его реализации можно оценить как успешный опыт, который нужно развивать, углублять и дополнять», — считает она.
По мнению заместителя директора департамента госполитики в сфере среднего специального образования и профессионального образования Минпросвещения России Татевик Карабекян, очень многое сделано за прошедший год с момента запуска единой модели профориентации в Екатеринбурге весной на фестивале профессий «Билет в будущее».
«Модель внедрена в каждую школу России. В этом году мы планируем сделать профориентацию адресной, замеряя интересы и навыки ребенка на определенном этапе и помогая выстраивать профессиональную траекторию с учетом личных возможностей и ресурсов региона. Это ключевой момент, — сказала Татевик Карабекян. — Также хотим сделать профориентацию более адресной во взаимодействии с предприятиями, особенно нашими крупными федеральными партнерами. Главная заслуга профминимума в том, что мы собрали и упаковали все имеющиеся профориентационные инструменты, наработки для использования в школах. Отдельная усиленная работа планируется с родителями».
Представители Минобрнауки России поделились опытом реализации проектов по профориентационной работе по поручению Президента России Владимира Путина. Среди них создание инженерных классов при поддержке флагманских вузов страны, студенческих конструкторских бюро (учебно-инновационных подразделений университетов для привлечения и вовлечения школьников). По данным трехлетних наблюдений ЦТР «Гуманитарные технологии», в 10–11-х классах около 60 процентов обучающихся позитивно оценивают свою готовность к выбору профессии и около 40 процентов — недостаточно высоко. В 8–9-х классах пропорция составляет 50 на 50 процентов.
«Ведение профминимума состоялось и стало верным, первым шагом, который начал менять школьную реальность. Практика его внедрения в этом году показала, что проблема самоопределения профессионального пути решаема, но для этого необходимо держаться выбранного пути, — отметил ведущий научный сотрудник РАНХиГС Игорь Сергеев. — Уверен, при верном подходе нам постепенно удастся сломить российскую статистику, которая на сегодня говорит о том, что 76 процентов взрослого населения России негативно относится к своей работе».
Необходимость реализации профминимума отметили представители службы занятости. Профессиональное самоопределение в школе важно для каждого россиянина, который благодаря этому сможет выбрать новую профессию или поменять направление деятельности в течение всей жизни, утверждают они.
Ученые-профориентологи подчеркнули стратегическое значение профминимума, который, по их мнению, ставит вопрос переосмысления миссии школы в становлении ребенка.
Региональные операторы единой модели профориентации отметили, что амбассадорами внедрения профминимума по стране стали педагоги — навигаторы проекта «Билет в будущее», и поблагодарили федерального оператора — Фонд гуманитарных проектов.
Подчеркивалось, что в 2023 году федеральный оператор проекта охватил 1,9 миллиона школьников, обучил более 33 тысячи педагогов, создал партнерскую сеть работодателей более чем из 2,5 тысячи предприятий. Уникальная платформа bvbinfo.ru, где педагоги формируют профориентационные уроки по курсу «Россия — мои горизонты», выдержала в 2023 году трафик в 184 миллиона просмотров и 7,41 миллиона уникальных посетителей.
В результате работы участники совещания сформировали стратегию развития единой модели профориентации, основанной на принципах социального партнерства и координации деятельности всех ответственных ведомств, подписав соответствующую резолюцию.
Фото: oprf.ru