19.06.2024

Общественная палата поддержала изменения в Налоговый кодекс России

Общественная палата РФ направила в Государственную думу заключение по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, экспертиза законопроекта состоялась 10 июня на площадке Палаты.

В документе отмечается широкое участие гражданского общества при проработке налоговых изменений. Повышенный общественный интерес к законопроекту свидетельствует об особой социальной значимости комплексных изменений в сфере налогового законодательства, его соответствии ожиданиям подавляющего большинства населения.

Совершенствование налоговой системы обеспечит дополнительные ресурсы для решения конкретных задач социальной политики. В России уже есть успешный опыт использования средств от повышения НДФЛ для решения социальных проблем. Пример работы фонда «Круг добра» показал, что для успешной реализации целевого налогообложения необходимы информированность общества, обеспечение прозрачности и контроля.

В документе выражается уверенность, что прогрессивная шкала налогообложения будет способствовать снижению неравенства и перераспределению доходов. Такое налогообложение — один из механизмов социального государства, направленный на то, чтобы граждане с более высокими доходами могли делиться через систему распределения с теми, у кого доходы значительно ниже.

Отмечается, что прогрессивная шкала налогообложения действует в большинстве стран мира. Например, в Белоруссии НДФЛ в зависимости от доходов составляет от 13 до 25 процентов. В Турции, Казахстане, Азербайджане ставка колеблется до 10 до 30 процентов, в Китае для сверхбогатых людей ставка может достигать 45 процентов. По мнению экспертов, такой подход позволяет обеспечить социальную справедливость в экономике страны.

Общественная палата поддерживает положения проекта федерального закона, подчеркивает, что предлагаемые новеллы ориентированы на граждан и направлены на развитие регионов России. Регионы будут освобождены от бремени долгов, а бюджеты пополнятся дополнительными доходами, что, в свою очередь, позволит обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, сокращения неравенства, создания комфортных условий жизнедеятельности граждан, благополучия людей и реализации проектов развития. Общественной экспертизе предшествовало обсуждение на площадках общественных палат субъектов РФ, их предложения учтены при составлении заключения.

Согласно тексту законопроекта, налогообложение доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, остается неизменным. По мнению участников общественной экспертизы, данное решение можно расценивать как проявление социальной справедливости в отношении лиц, которые, рискуя собственными жизнями, обеспечивают безопасность и будущее страны.

Эксперты отмечают, что двукратное увеличение налогового вычета на второго, третьего и каждого последующего ребенка позволит снизить налоговое бремя в отношении нуждающихся в поддержке налогоплательщиков, к которым относятся семьи с детьми. Так, родители в семьях с двумя и более детьми будут платить НДФЛ в размере шести процентов вместо 13 процентов, как это установлено действующим законодательством. Таким образом, бенефициарами донастройки налоговой системы будут выступать прежде всего семьи с детьми, что в полном объеме соответствует мерам, направленным на решение важнейшей задачи, стоящей перед государством, — обеспечения демографического роста.

Участники общественной экспертизы приветствуют отсутствие в законопроекте положений, предусматривающих повышение ставок НДС. По мнению экспертов, такое повышение на практике в большей степени перекладывается на потребителя и негативно сказывается на показателях инфляции и обеспеченности граждан с низкими доходами. Предлагаемые законопроектом нововведения представляются обоснованными с точки зрения дальнейшего развития малого бизнеса: поэтапное увеличение порога применения УСН с одновременной уплатой НДС исходя из диапазонов позволит малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения.

В ходе общественной экспертизы также отмечалось, что решение сохранить на текущем уровне налоговую ставку для граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по налогу на профессиональный доход способствует поддержанию стабильности налоговой системы и предсказуемости финансовых условий для самозанятых граждан.

В законопроекте также предусматривается увеличение общей налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25 процентов, вместе с тем сохраняются действующие преференциальные механизмы, в том числе механизмы для налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов, а также механизм инвестиционного налогового вычета, и отменяется ограничение по сроку их действия.

Эксперты подчеркивают, что действующая сейчас в России ставка 20 процентов налога на прибыль — одна из самых низких среди развитых экономик. Например, в США ставка корпоративного налога составляет 21 процент (плюс налог на уровне штата). При этом в Аргентине, Китае, Нидерландах она составляет 25 процентов, в Австралии — 30 процентов, в Канаде — 38 процентов, в соседних с Россией Турции и Иране — по 25 процентов. Таким образом, предложенные новеллы позволят значительно повысить привлекательность инвестирования в российскую экономику, особенно в стратегически важные и приоритетные отрасли.

Подводя итоги, участники общественной экспертизы поддержали предлагаемые изменения налоговой системы. Собранные дополнительные средства будут направлены на собственные нужды людей: детей и престарелых родителей (долговременный уход), создание комфортных условий проживания, дороги, повышение социальных выплат и пенсий, лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями, поддержку материнства и детства (в т. ч. программы по охране здоровья женщин, поддержке регионов с низкой рождаемостью), борьбу со смертностью от заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, онкозаболеваний, закупку средств реабилитации, поддержку школ, техникумов и т. д.

Заключение направлено в Государственную думу для рассмотрения и учета ко второму чтению законопроекта. С полной версией документа можно ознакомиться по ссылке.

Фото: oprf.ru