25.06.2024

Фальсификат не пройдет: как активизировать силы, занятые поддержанием исторической памяти?

21 июня, в канун Дня памяти и скорби, отмечаемого 22 июня, в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Фальсификация и деструктивная интерпретация истории Великой Отечественной войны: причины, цели и методы, формы противостояния, способы противодействия и деконструкции ложных парадигм». Мероприятие прошло в рамках гуманитарного проекта «Военно-философские чтения памяти И.С. Даниленко».

Открывая встречу, действительный член Академии военных наук Сергей Чварков передал участникам приветствие первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Максима Григорьева, который в настоящее время находится в зоне СВО и в том числе ведет работу по сбору информации для Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов и их пособников.

Модератор дискуссии обратил внимание, что начиная с 1945 года, не прекращаясь, ведутся различные трактовки истории России, включая события Великой Отечественной войны.

«Считаю, что у нас недостаточно наступательности в этом плане. В мае вышел указ Президента, утверждающий основы государственной политики в области исторического просвещения. Это сподвигло нас на организацию дискуссии и попытаться активизировать политику на этом фронте: бороться с фальсификацией истории, с перетасовкой фактов и т. д. Задача — активизировать ветеранские движения, все организации, так или иначе занятые поддержанием исторической памяти», — пояснил Сергей Чварков.

Свое выступление он посвятил технологиям искажения истории. По словам эксперта, задача тех, кто предлагает различные трактовки одних и тех же исторических событий, состоит в том, чтобы вызвать в обществе искусственную дискуссию и попытаться его расколоть. В основе предпринимаемых Западом попыток управления исторической памятью лежит откровенная фальсификация истории Второй мировой войны и роли Советского Союза в разгроме германского фашизма, отметил он.

Участники круглого стола рассказали об опыте первого президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева и его учеников по борьбе с фальсификацией истории Великой Отечественной войны. В его работах можно найти ответы на многие вопросы современности, подчеркнули эксперты.

Особое внимание участники дискуссии обратили на необходимость привлечения интереса молодого поколения россиян, военных специалистов и ученых, военнослужащих Вооруженных сил к военной науке и военной истории России, проблематике войны и мира и обеспечения военной безопасности государства. Эксперты представили Стратегию ментальной безопасности жизни страны. Призвали к консолидации сил для отстаивания правды истории. Отметили необходимость формирования комплексных образовательных и просветительских программ в области исторического просвещения.

В рамках мероприятия состоялась презентация книги ведущего научного сотрудника Академии военных наук Анатолия Кошкина «Японская дилемма 1941 года: удар на север или на юг. Стенограммы секретных императорских совещаний и заседаний Координационного совета правительства и императорской ставки». Автор подчеркнул, что в книге опубликованы документальные материалы, дающие представление о том, как велась подготовка к агрессии против Советского Союза. По его словам, выдержка Иосифа Сталина позволила удержать японцев от осуществления плана «Кантокуэн».

Ученый считает, что знакомство с документальными источниками важно, потому что сегодня под давлением США и стран Запада Япония отказалась от послевоенного пацифизма и взяла курс на возрождение в качестве великой военной державы, превращаясь в реальную опасность, в том числе для нашей страны. Поэтому, подчеркнул Анатолий Кошкин, недавний визит Владимира Путина в КНДР — важнейший фактор укрепления мира и безопасности на Дальнем Востоке.

В итоговой резолюции эксперты призвали к активным, наступательным методам борьбы с фальсификацией истории и итогов Великой Отечественной войны в средствах массовой информации. Они подчеркнули необходимость содействия ветеранским организациям по привлечению их к работе со школьниками и молодежью, предложили включать разъяснение важнейших исторических событий в уроки «Разговоры о важном», популяризировать работы ученых по Великой Отечественной войне.

Среди предложений — формирование хрестоматии с документами Второй мировой войны и Великой Отечественной войны с комментариями научных экспертов в качестве обязательного приложения к школьным учебникам и создание при Межведомственной комиссии по историческому просвещению Центра по мониторингу и анализу за преподаванием истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, историческим контентом и компьютерными играми по тематике Второй мировой войны.

Фото: oprf.ru