26.06.2024

Безопасная сделка: явные и скрытые угрозы при покупке автомобиля

24 июня в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Защита прав потребителей при покупке автомобилей». В ходе дискуссии участники обменялись мнениями о нынешней ситуации на авторынке, а также затронули вопросы соблюдения прав покупателей со стороны дилеров и автосалонов.

Многие официальные дилеры ушли с российского рынка, и среди автовладельцев остро встал вопрос о содержании и обслуживании автомобилей, отметил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов.

Спикер подчеркнул, что государственным институтам необходимо обратить внимание на деятельность автосалонов-мошенников, регулярно нарушающих права потребителей.

В течение 15 дней автомобиль можно вернуть в салон, если была выявлена его техническая неисправность или дефект, рассказал юрист и автор колонки по защите прав потребителей в «Адвокатской газете» Станислав Сазонов.

По словам эксперта, любая машина может быть возвращена дилеру или автосалону, даже бывшая в эксплуатации. Также он отметил, что зачастую суды нарушают 18-ю статью закона «О защите прав потребителей», не предоставляя должной защиты потерпевшим, которые хотят вернуть автомобиль и забрать свои деньги назад.

В частности, юрист упомянул прецедент, когда семья купила подержанный автомобиль в салоне, и через несколько дней у машины сломался двигатель. Они обратились в суд, но им было отказано в возврате средств со ссылкой на то, что автомобиль не был новым, однако впоследствии Верховный суд РФ удовлетворил их ходатайство — было выявлено прямое нарушение прав потребителя и недобросовестное отношение дилера к продаже автомобиля, негодного к эксплуатации.

Эксперты также обратили внимание на то, что зачастую суд не в полной мере оказывает защиту прав потребителей — так, в случае невыполнения обязательств автосалона по возврату строительной техники в суде приходится неоднократно доказывать, что такая техника, как мини-экскаватор, покупается физическим лицом для личного использования, а не юридическим в целях получения прибыли. По словам специалистов данной сферы, практика таких прецедентов со строительной техникой стала увеличиваться.

Сейчас можно приобрести автомобиль на различных онлайн-площадках в несколько кликов — этот переход от офлайн- к онлайн-торговле находится на контроле Координационного совета ОП РФ по развитию и безопасности электронной торговли, обратил внимание заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Георгий Волков.

Он отметил, что данная сфера контролируется и со стороны ОП РФ. В случае возникновения каких-либо спорных ситуаций между потребителем и продавцом государство начнет процесс по урегулированию ситуаций в случае неудовлетворения качеством услуги и товара со стороны клиента. По его словам, пока сфера онлайн-покупок автомобилей только начинает формироваться и не приняла массовый характер, однако впоследствии это станет массовой тенденцией, которая потребует государственного урегулирования.

Сейчас приходится говорить о том, что дилеры брендов современных китайских автомобилей не выполняют должной работы по поставкам запчастей и ремонту кузовных деталей после ДТП, акцентировал внимание редактор «Известий» Евгений Багдасаров.

По его словам, чтобы заменить бампер или произвести работы по перекраске деталей, в дилерском центре необходимо получить разрешение у нескольких лиц вместо одного. Все это ведет к недобросовестному выполнению обязательств и затягиванию времени по выполнению ремонта.

Закон «О защите прав потребителей» в России является самым передовым и всецело отвечающим интересам покупателей, однако со стороны судебной системы важно соблюдать его безукоризненное выполнение, особенно в условиях работы автомобильного рынка и возникающих перебоев в поставках запчастей, резюмировали спикеры.

Фото: oprf.ru