Сила слова и мысли: как развивать культуру речи у современной молодежи?
Что делать с падением речевой культуры детей и молодежи, если они с раннего детства живут в цифровом мире? Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола «Развитие речевой культуры школьников: вместе ищем эффективные управленческие механизмы и педагогические решения», который прошел в ОП РФ 17 октября.
Повышение речевой культуры легло в основу поручения Президента РФ министру просвещения РФ, подчеркнула председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко.
«Президент РФ провел встречу с лауреатами конкурса “Учитель года”, на которой был поставлен вопрос о развитии речевой культуры школьников. Президент поддержал предложение и дал поручение о разработке мер, направленных на повышение речевой культуры школьников», — рассказала она.
На несколько составляющих разложил проблему первый заместитель председателя комиссии ОП РФ Армен Гаспарян. Он подчеркнул низкую ответственность родителей за формирование речевой культуры школьников, в частности отсутствие чтения вслух и подбор неподходящей литературы.
«Если мое поколение росло на классических образцах русской литературы для детей, то сейчас многие читают другие произведения. Это иное выстраивание речи, нехарактерное для русского языка. Кроме того, многие родители наплевательски к этому относятся. Они уверены, что, если надо будет, дети потом найдут все в интернете. Эту тенденцию нам необходимо держать в уме и исправлять», — убежден он.
По мнению спикера, развитием речи необходимо заниматься в начальной школе, а не с пятого класса, как это происходит сегодня.
«Нужно вернуться к тому, чтобы дети с первого по третий класс учились самостоятельно излагать мысли. Сейчас, как я понимаю, эта практика начинается с пятого класса, а драгоценное время теряется, его потом уже не компенсируешь», — предостерег он.
Армен Гаспарян в том числе обратил внимание и на низкую речевую культуру ведущих большинства телевизионных программ, а также привычку детей и молодых людей получать информацию из коротких видеороликов. При таких факторах трудно требовать от детей правильной речи, считает спикер.
Со словами коллеги о влиянии гаджетов на умение школьников грамотно излагать мысли согласился член комиссии ОП РФ Михаил Груздев.
«Тотальное проникновение информационных технологий и интернета несет много угроз, прежде всего в вопросах образования и воспитания молодого поколения. Психологами доказано, что развитие речи является фактором и инструментом эффективного развития мышления и интеллектуального развития в целом», — подчеркнул он.
Другой подход к проблеме представила заместитель председателя комиссии ОП РФ Наталья Золотарева. Она предложила обратиться к личностно ориентированной педагогике, которая делает упор на формировании у школьников востребованности обучения, в том числе речевой культуре.
«Чтобы развивать какое-либо качество, требуется создавать ситуации востребованности этого качества. Необходимо развивать такие формы внеучебной деятельности, которые задействуют востребованность грамотного русского языка», — пояснила она.
По ее мнению, в достижении этой цели помогут школьные театры и балы, которые развивают речевые и коммуникативные навыки, включая знание этикета.
С коллегой согласился член комиссии ОП РФ Сергей Гоман. Он отметил, что театральная лаборатория довольно популярна у учащихся калининградского лицея № 23, директором которого он является. Через спектакли, по его словам, они становятся более заинтересованными в изучении литературы и приобретении навыков культуры речи. Он рекомендовал составить методические рекомендации для школ, что, по его мнению, станет действенным инструментом для директоров и учителей.
Как работает Министерство просвещения РФ по проблеме языковой культуры граждан, рассказала замминистра Ольга Колударова. По ее словам, создание новых словарей взамен устаревших — одно из направлений работы министерства.
«Завершающую стадию подготовку проходят четыре словаря. Все словари нормативные. Была выявлена проблематика — словари были старые. Вышел орфографический словарь на 60 тысяч слов, орфоэпический — 100 тысяч. В разработке толковый словарь. Он выйдет в сентябре 2025 года», — сообщила она.
О том, что в школах происходит с литературой на самом деле, рассказал учитель года России по литературе — 1994 Михаил Нянковский. Он подчеркнул необходимость увеличения часов по русской словесности.
«Сегодня место литературы сместилось. Оно не вполне достойно. Если вы помните старые журналы, то русский язык и литература шли первыми. Экзамен по литературе не является обязательным. Он нужен только для поступления на филологический факультет. И даже те школьники, которые интересуются литературой и много читают, к 11-му классу, к сожалению, не обращают на нее внимания. Место изучения русской словесности не вполне достойно. Конечно, введено школьное экзаменационное сочинение, но это сочинение не такое, что писалось лет 20 назад. Оно формализовано, разрушена система подготовки к написанию сочинения», — подытожил он.
Фото: oprf.ru