22.10.2024

Телемосты в детсадах, игровое родительское собрание и кроссенс: как воспитать гражданина?

Тематические секции, посвященные лучшим социальным практикам в сфере гражданского воспитания, прошли в рамках Всероссийского форума «Растим гражданина» на площадке ОП РФ 20–22 октября. Как сделать историю Победы в Великой Отечественной войне ближе к школьникам? На этот вопрос искали ответ участники тематической секции «Наша Победа. Нельзя забыть».

Говоря о роли педагогов в гражданском воспитании, руководитель всероссийского проекта «Эстафета поколений» Александра Ванюкова отметила, что только неравнодушные люди могут быть настоящими педагогами. По ее словам, учитель остается на острие жизни, поскольку от него зависит воспитание будущих защитников Родины.

В свою очередь руководитель управления по взаимодействию с общеобразовательными организациями и организациями среднего профессионального образования российского общества «Знание» Елена Сереброва напомнила о современных угрозах, в частности об информационной войне, которая в большей степени затрагивает молодое поколение.

«Идет медленное разрушение умов, смыслов, ценностей, поэтому педагоги находятся на передовой информационной войны. От того, что вы внесете, зависит будущее страны», — подчеркнула она, обращаясь к учителям.

О проекте, реализованном в музее Калужского колледжа народного хозяйства и природообустройства, рассказала его заведующая Наталья Гущина. По ее словам, проект основан на личных историях семей калужан в период оккупации города.

«Ребята изучают архивные материалы. Мы учим их читать документы и пользоваться электронными ресурсами. Они также находят своих предков, что позволяет восстановить генологическое древо семей, которые постоянно жили на территории Калужской области», — сообщила она.

Школьные проекты, направленные на помощь раненым участникам СВО, а также новым подходам к изучению родной истории были представлены на тематической секции «Растим гражданина».

Кроссенс-технологии в рамках гражданско-патриотического воспитания, по словам учителя школы № 24 в Старом Осколе, позволяют и детям, и родителям лучше усвоить культуру и историю страны. Ассоциативные головоломки через игру доносят важные исторические события и культурные явления России.

Проект «Целительные звуки», представленный педагогом Дома культуры в Республике Адыгее Екатериной Берзеговой, помогает поднять боевой дух и эмоциональное состояние раненых бойцов, находящихся в госпитале.

«Мы дарим подарки от детей — письма, обереги, куколки, пироги. Перед бойцами выступают участницы нашей художественной самодеятельности. В этих целительных звуках бойцы на час находят отвлечение», — рассказала она.

По словам педагога, участники проекта получили от главного врача госпиталя благодарность за помощь бойцам.

Включение родителей в жизнь школы обсудили в ходе тематической секции «СемьЯ». Деликатность подхода к родителям отметил заместитель ответственного секретаря координационного совета Национальной родительской ассоциации Дмитрий Епов.

«Взаимодействие с родителями сложнее, чем взаимодействие с детьми. Родители — приложение к детям. Это вопрос многоаспектный — не все родители готовы к этому взаимодействию. Но мы исходим из того, что нам это нужно — организация консультаций с родителями, совместные мероприятия, тематические родительские собрания, которые касаются не только предметного обучения, но воспитательных процессов», — подчеркнул он.

Слова коллеги поддержала директор Педагогического конструкторского бюро, эксперт по технологиям вовлечения в обучение Светлана Прутченкова. Она подчеркнула, что взаимодействие школы с родителями нужно в первую очередь ребенку.

«Семья и школа вместе могут сделать для ребенка все. Когда есть общая система ценностей, тогда ребенок воспитывается таким, каким нам хотелось бы его видеть», — считает она.

Пример такого взаимодействия представила воспитатель детского сада «Елочка» в Новосибирске Светлана Александрова. По ее словам, детский сад проводит совместные мероприятия с родителями, а также дедушками и бабушками.

«Родительские собрания проходят в форме игры. На них дети и родители знакомятся с достопримечательностями города, вместе делают игрушки. Проходят и спортивные мероприятия», — поделилась она.

Воспитатель также рассказала об организации детским садом телемостов с 16 городами, в ходе которых участники — взрослые и дети — выполняют творческие задания и рассказывают про свой город. Телемосты приурочивают к общероссийским праздничным датам.

Воспитание невозможно представить без истории, уверен ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев. Об этом он рассказал в ходе тематической секции «Моя история». В частности, спикер отметил проект ассоциации, посвященный труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны «Страна трудовой доблести».

«Труженики тыла — это большая информационная лакуна. Наш проект не просто про города, но и про людей, которые вносили огромный вклад в Россию», — пояснил он.

Российских изобретателей и ученых изучают в школе № 32 в Братске под руководством учителя английского языка Анастасии Парировой. Она рассказала, что школьный проект, посвященный истории российского изобретательства, представлен в понятном для школьников формате — в виде странички в социальной сети «ВКонтакте» и собственных мультфильмов.

«Наша страна богата не только природными ресурсами, но и изобретениями, без которых невозможно представить современных мир. Дети не владеют этой информацией. Мы создали проект, который поможет детям узнать историю российского изобретательства», — отметила она.

Фото: oprf.ru