Получить медицинскую помощь без СНИЛС и полиса ОМС
Возможно ли транслировать опыт Тюменской области по оказанию медпомощи бездомным на другие регионы, обсудили на площадке ОП РФ 29 ноября в ходе круглого стола «Итоги выполнения поручения Президента РФ по изучению опыта Тюменской области по оказанию медпомощи бездомным».
Итогом прошлогодней встречи Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека с Президентом стало поручение главы государства изучить опыт Тюменской области по оказанию помощи бездомным, отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова.
«Общественная палата РФ со своей стороны помогала в распространении этого опыта, выходила на связь с другими регионами, у которых накоплен значимый опыт по работе с бездомными и оказании им медпомощи. Это Москва, Челябинская область, Казань и другие регионы, у которых тоже есть чему поучиться», — отметила она.
После поручения Президента было самым сложным описать особенность деятельности центра развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие», чтобы она выделялась, подчеркнул директор организации Андрей Якунин.
По словам спикера, наиболее сложно было донести саму проблему о необходимости лицензировать организацию по медицинской помощи для бездомных.
«Мне часто задают вопрос: зачем своих специалистов иметь, когда можно пригласить из поликлиники по договору? Конечно можно, но только когда немного нуждающихся. Но если у нас 20–30 перевозок в день, то мы сталкивались с тем, что поликлиника на себя это не могла взять», — рассказал спикер.
Говоря о сути проблемы медицинской помощи для бездомных, директор центра отметил, что бездомные не имеют крыши над головой, и поэтому врача, медсестру вызвать некуда. В этом случае бездомного человека берет на попечительство центр «Милосердие», оказывая ему разноплановую медицинскую помощь.
«Они не имеют близких людей, которые могут обеспечить им медико-социальное сопровождение и организовать им помощь, в которой они в данный момент нуждаются. Кроме того, бездомные сильно отличаются по характеру и поведению. Не каждый сможет выстроить с ними коммуникацию, даже их близкие родственники отказывают им в общении и помощи», — пояснил он.
Переходя к возможностям аккумуляции опыта регионов, спикер отметил неумение благотворительных организаций громко заявлять о своей деятельности и объединяться. По его мнению, в этом причина слабого информирования государства о реальных проблемах в обществе.
«Каких-то решений на государственном уровне нет, потому что мы не объединились. Важно медицинскую помощь для бездомных более подробно подсвечивать, зачем она нужна и в чем ее особенности», — предложил спикер.
В некоторых регионах представители Минздрава осознают проблему с выпиской бездомных, пояснил директор центра. По его словам, регионы видят несколько возможных путей решения проблемы. Одна из них — возвращение к опыту «койки по социальным показаниям». Вторая — создание комплексного медико-социального центра для бездомных с мультипрофессиональной командой специалистов, которая бы одновременно закрывала медицинские и социальные вопросы.
«У меня есть надежда, что у нас в Тюмени это получится. Мы сейчас попали в программу комплексного развития территорий. Возможно, что нам все-таки построят новое здание с учетом уже полученного нами опыта», — подчеркнул он.
Почему у бездомного мало шансов получить плановую медицинскую помощь, рассказала руководитель рабочей группой «Здравоохранение и народосбережение» Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ольга Демичева.
«В Минтруде дали разъяснения, что бездомных людей относят к социально уязвимой категории, и они имеют бесспорное право на социальную поддержку и медицинскую помощь», — сообщила она.
Тем не менее, как объяснила спикер, Министерство здравоохранения уточняет, что бездомные имеют право на все виды медицинской помощи при одном условии — наличии у них всех необходимых документов. При этом, по ее словам, вопрос о документах у бездомных крайне больной.
«Имеются данные Росстата, согласно которым больше половины российских бездомных либо не имеют документов из-за потери или кражи, либо с советских времен ни разу не обменивали их. Паспорт может быть выдан как в СССР, так и на территории союзных республик. Замена этих паспортов занимает у нас месяцы, а иногда и годы. Бывает, мы упираемся в стену, дальше которой не получается ничего сделать», — отметила спикер.
Более 200 благотворительных организаций по России занимаются помощью бездомным людям. По мнению Ольги Демичевой, это свидетельствует о большем количестве нуждающихся, в то время как в государственных организациях такую помощь бездомным получить нельзя.
«Тюменский опыт изучался год. Он уникальный. Организация нашла общий язык с госвластью, получила поддержку православной Церкви. Они сделали то, что мало кто смог сделать. Сказать, что опыт универсален — нет. Каждый регион имеет свои приоритеты, кадры, денежные ресурсы. Не всегда можно найти врачей-сподвижников и откликающиеся региональные власти», — подчеркнула спикер.
Другой взгляд на тюменский опыт представила помощник министра здравоохранения РФ Светлана Соловьева, отметив, наоборот, его потенциал для тиражирования на другие регионы.
«Тюмень можно тиражировать. Это соглашения между департаментом здравоохранения, социальной политики, соглашения медорганизаций с некоммерческими организациями», — пояснила она.
Минздрав видит ситуацию с оказанием медпомощи со стороны межведомственного взаимодействия, отметила она.
«Одна медицинская организация с этим справиться не может. Бездомный гражданин не может получить первичную плановую помощь без полиса ОМС, потому что на него нельзя тратить средства ОМС. При этом ОМС — это либо начисления на нашу заработную плану, либо взнос региона на неработающее население», — сообщила спикер.
Как помогают бездомным в Москве, рассказал руководитель Центра компетенций сотрудников стационарных социальных учреждений Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Игорь Баранов. В частности, он отметил, что госсистема оказания помощи бездомным в Москве реализуется Центром социальной адаптации имени Елизаветы Глинки. Центр патрулирует улицы и выявляет людей, которые нуждаются в срочной социальной помощи и оказывает эту помощи без документов. Без документов бездомные могут также получить медицинскую помощь в мобильных здравпунктах. Среди других видов помощи — обогрев людей в холодное время года, предоставление еды, одежды, медицинских препаратов, покупка билетов в другие города. Бездомным также может быть предложена ресоциализация с обучением и жизнеустройством.
По словам спикера, большинство социальных услуг оказывается с участием некоммерческих организаций.
«Мы апробируем новые подходы и пилотные проекты, так как важно, чтобы нарабатывались различные практики. Не менее важно, чтобы органы власти налаживали связь с НКО и прислушивались к их мнению. Только в этом случае мы можем найти эффективные решения по поддержке и ресоциализации бездомных», — подчеркнул он.
Фото: oprf.ru