Создать систему антиэкстремистского просвещения, усилить общественный контроль в сфере миграции
Общественной палатой РФ разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности государства и общества по противодействию экстремизму. Предложения были сформулировали в ходе круглого стола «Антропология экстремизма. Современные тенденции и риски», который прошел 26 июня в ОП РФ.
В ходе инициированной Комиссией ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции дискуссии отмечалось, что экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций. Так, в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что одним из основных источников угроз национальной безопасности Российской Федерации является экстремистская деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями.
Участники общественного обсуждения отмечали актуальность совершенствования существующих мер противодействия экстремизму, включая государственное управление и нормативное правовое регулирование, а также участие институтов гражданского общества в повышении эффективности данной деятельности.
Подчеркивалось, что в настоящее время в проявлениях экстремизма происходят идеологические изменения, меняются его направления и участники. Участились случаи вовлечения в экстремистскую деятельность образованных молодых людей, имеющих сформированную систему ценностей, взглядов и убеждений. Такие молодые люди представляют особую опасность, поскольку участие в экстремистской деятельности — их осознанный и мотивированный выбор. Вместе с тем в экстремистскую деятельность вовлекаются и молодые люди более раннего возраста (16–23 лет), которые, не имея четкого понимания своего жизненного предназначения и ценностных ориентиров, проще поддаются идеологическому и психологическому воздействию, такими молодыми людьми легче манипулировать.
Эксперты считают целесообразным усилить работу по основным направлениям государственной политики в сфере противодействия экстремизму в области образования и государственной молодежной политики. Они предложили создать в стране систему антиэкстремистского просвещения, направленную на формирование у педагогических работников и обучающихся отчетливого понимания традиционных духовно-нравственных ценностей России, последствий смены ценностных ориентиров, а также навыков своевременного распознавания признаков радикализации, понимания того, как обезопасить себя и помочь тем, кто оказался под влиянием экстремистской идеологии.
Кроме того, эксперты призвали активизировать научно-исследовательскую деятельность по изучению особенностей и современных тенденций как в деятельности радикальных организаций, так и в использовании новых механизмов противодействия экстремизму. Они предложили организовать экспертно-методический совет, состоящий из ведущих ученых, исследователей в области изучения экстремизма, с целью проведения на регулярной основе научно-практических дискуссий и оказания методической поддержки органам государственной власти, а также институтам гражданского общества по вопросам противодействия экстремизму.
Эксперты обратили внимание, что одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, является неблагоприятная миграционная ситуация. Интенсификация миграционного потока, в первую очередь за счет трудовых мигрантов, способствует проникновению в Российскую Федерацию членов экстремистских и террористических организаций, а также распространению и пропаганде экстремистской идеологии, радикальных взглядов среди трудовых мигрантов и их вовлечению в совершение преступлений экстремистской направленности. В качестве благоприятного фактора для распространения экстремистской идеологии среди трудовых мигрантов участники дискуссии отметили недостаточный уровень социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и интеграции в общество, их низкий социальный статус.
По мнению общественных экспертов, несовершенство нормативного правового регулирования миграционных отношений, а также недостаточный общественный контроль в данной сфере способствуют возникновению описанной ситуации. Они предлагают усилить работу по совершенствованию государственной миграционной политики в части, касающейся регулирования привлечения иностранных работников к деятельности на территории РФ. В качестве одной из мер предложено разработать и внедрить механизм тестирования иностранных граждан на этапе их въезда в РФ для временного трудоустройства для выявления их приверженности к экстремистской идеологии, а также склонности к вовлечению в экстремистскую деятельность.
Общественные эксперты считают, что институты гражданского общества, осуществляющие деятельность в рассматриваемой сфере, целесообразно привлекать в качестве методической и консультационной поддержки для реализации механизма тестирования иностранных граждан, а также просвещения работодателей в части противодействия экстремизму. Также они предлагают усилить общественный контроль в рассматриваемой сфере, в том числе в части разработки и реализации региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию экстремизму, своевременного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций, реализации проектов, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия.
В ходе обсуждения подчеркивались социальная значимость консолидации усилий субъектов противодействия экстремизму и институтов гражданского общества, использование потенциала последних в целях патриотического воспитания граждан, обеспечения единства многонационального народа РФ, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей.
Фото: oprf.ru