Другой не значит плохой: всероссийский проект дал старт борьбе с буллингом по этническому признаку
Всероссийский проект Общественной палаты РФ и Гильдии межэтнической журналистики «Стоп этнобуллинг: через знание к взаимопониманию» направлен на помощь школьникам, которые столкнулись с буллингом по национальному признаку, а также исследование этого явления и его профилактику.
Медиаресурс гильдии «Национальный акцент», аудитория которого составляет более трех миллионов подписчиков, инициировала опрос на тему этнобуллинга среди школьников. Более половины его участников подтвердили, что сталкивались с этой проблемой.
«Они описывали свои ситуации и ту беспомощность, которую испытывали, не зная, как реагировать и к кому обратиться. Именно так родилась идея проекта», — рассказала автор инициативы заместитель председателя Комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Маргарита Лянге в ходе презентации, которая прошла 21 марта на площадке ОП РФ.
По словам спикера, в рамках проекта планируется распространение позитивного межэтнического контента на популярных интернет-площадках в формате коротких видео, а также создание телеграм-бота, в который смогут обратиться те, кому необходима консультация по этническому буллингу. В дополненной версии проект будет запущен в конце 2025 года.
«Проект не имеет аналогов, его идея возникла после трагических событий в “Крокус Сити Холле” и попыток деструктивных сил поднять волну межнациональной розни в нашем обществе, особенно в молодежной среде. Моноэтничный подбор террористов должен был вызвать в обществе негативную реакцию. Это была провокация погромов на национальной почве. В нашей стране с такой многовековой историей межнациональных отношений невозможно сделать ставку на людей старшего и среднего возраста. Целью стала молодежь», — считает Маргарита Лянге.
Трагические события в «Крокус Сити Холле» также прокомментировал председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин.
«Произошедшая трагедия — это системный прокол комплекса мер противодействия террористической деятельности. Прослеживаются следы МИ-6, которые исторически успешно работают с этническими группами, стравливая различные страны и конфессии», — сказал он.
По мнению Михаила Аничкина, люди не должны показывать превосходство над другими и доносить эти истины должна пропаганда.
«Цепочка “семья — школа — среда — общество” очень важна. Нужна подготовка педагогических кадров, которые непосредственно участвуют в воспитании подрастающего поколения. Но еще лучше — уходить в дошкольное образование, где должны работать высокооплачиваемые и высококвалифицированные педагоги разных конфессий. Они объяснят, что у каждого свой выбор», — подчеркнул член ОП РФ.
В том, что не все учителя готовы в рамках «Разговоров о важном» поднимать межнациональные вопросы, видит проблему председатель Комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Владимир Зорин.
«Главный удар делается на молодежь, ту часть, которая не получила достаточного образования и культурного воспитания. Через нее можно расшатывать общество и в целом вызывать серьезные угрозы национальной безопасности. Это не бытовые вещи, которые происходят в студенческой или школьной среде — многие реальные межнациональные конфликты начинаются с обиды детей, их оскорблений», — отметил он.
«Стоп этнобуллинг» станет педагогической базой для многих вузов, считает директор института социологии и религиоведения Южного федерального университета Андрей Бедрик. По его словам, университет уже готовит конфликтологов, готовых работать в том числе на устранение конфликтов в разноэтничной среде. Тем не менее, отметил спикер, такая работа невозможна без связки с общественными инициативами.
В правовом образовании видит решение межнациональных конфликтов в школах заместитель министра образования Камчатского края Патимат Омарова. В сфере ее профессиональных интересов — борьба с этнобуллинтом в Республике Дагестан.
«Высокий уровень агрессии, захлестнувший школы, приводит к тому, что ученики используют холодное оружие, высокотехнологичные устройства для демонстрации жестокого поведения. В XXI веке школьное насилие приобрело новое значение. Если раньше оно было реакцией на угрозу, то сегодня поводом становятся отсутствие общей этнической идентичности, различия между агрессором и жертвой», — подчеркнула она.
По словам Патимат Омаровой, наиболее высокий уровень агрессии наблюдается в средней школе, что вызвано нестабильностью самооценки в этом возрасте. Правовое образование, в свою очередь, может стать профилактикой и решением проблемы агрессивных проявлений эмоциональной нестабильности подростка, считает она.
«Исследования выявили зависимость: чем ниже уровень правовой культуры, тем больше школьники демонстрируют акты насилия. Склонность к буллингу исходит в том числе из того, что школьник не знает, к чему ведут его действия. Наша модель работы формирует правовое поведение и гражданскую позицию и станет профилактикой агрессии к соученику другой национальности. Мы развиваем правильное отношение к своей стране, представление о своих правах и правах другого человека», — пояснила спикер.
О том, что готовить мигрантов к переезду следует еще до прибытия в Россию, заявил председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Сергей Мельников.
«Религиозные организации должны взять на себя серьезную роль по подготовке мигрантов, чтобы сложившиеся в России традиционные духовно-нравственные ценности были им понятны и учитывались в их деятельности и воспитании детей», — пояснил он.
Необходимо разрушать негативные стереотипы, заметил руководитель управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Павел Лебедев.
«Представление о нашем народе у мигрантов стереотипно. Они не знают языка, к ним относятся с недоверием. Со временем стереотип оборачивается конфликтом. Нужно обратить внимание на то, что не мигранты плохие, а государство ведет несбалансированную миграционную политику», — подчеркнул он.
В дискуссии принял участие председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко, а также представители факультетов журналистики университетов из разных регионов. Эксперты высоко оценили проект «Стоп этнобуллинг: через знание к взаимопониманию» и выразили готовность к сотрудничеству.
Фото: oprf.ru