«Мы объяснили людям, что такое благотворительность» — Елена Тополева-Солдунова
Работа сегодняшней Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора когда-то началась с развития и популяризации благотворительности. Тогда у нее было другое название, со временем менялся ее состав, но цели были и остаются прежними: поддержка и содействие важнейшему институту сферы благотворительности — некоммерческому сектору. О том, как начиналась и развивалась эта работа, в День мецената и благотворителя рассказала председатель комиссии ОП РФ Елена Тополева-Солдунова:
«Конечно, благотворительность относится к нашей комиссии, потому что некоммерческие организации в том числе занимаются благотворительной деятельностью. Вместе с тем эта тема попадает и в сферу интересов Комиссии по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик Александра Ткаченко.
Раньше в Общественной палате была Комиссия по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, которую возглавлял предприниматель и меценат Владимир Потанин. Я начала в ней работать с 2010 года.
Тема НКО тогда не была предметом деятельности отдельной комиссии. Не было сложившейся нормативно-правовой базы, которую мы сейчас имеем. И благотворительность была непривычным явлением. Надо было добиться того, чтобы она получила признание в обществе, стала важным явлением, которое нуждается во внедрении в нашу жизнь и популяризации. Нужно было объяснить людям, что это такое, чтобы они в этом участвовали.
Мы очень много занимались темой целевых капиталов, разрабатывали ее на площадке Общественной палаты. Занимались темой доверия, развенчивали мифы о благотворительности. Задачи были амбициозные, со многим, я считаю, справились.
Тогда был такой период, когда благотворительность только захватывала умы людей. В эту тему стали погружаться люди известные, в том числе Владимир Потанин. Зураб Церетели тоже был в этой комиссии и активно участвовал в работе. Были действительно громкие имена среди тех, кто продвигал эту тему в Палате.
Позже была создана наша Комиссия по НКО. Во многом НКО — это та аудитория, которая активнейшим образом участвует в работе Общественной палаты в качестве членов, экспертов, участников мероприятий. И это та аудитория, к которой во многом обращена работа Общественной палаты. И если Общественная палата — это мостик между гражданским обществом и властью, то НКО — это институт этого гражданского общества. Поэтому Общественной палате РФ и региональным палатам очень важно быть с ними в контакте, вести диалог, тесно взаимодействовать.
Конечно же, сделать такую комиссию было логичным шагом. Наша комиссия чего только ни делала за эти годы. Мы использовали всевозможные способы, чтобы улучшать ситуацию и с развитием, и с поддержкой некоммерческих организаций во всех регионах.
У нас с самого начала был проект “Регион НКО”, в рамках которого мы выявляли и тиражировали лучшие практики и представляли их стране. Мы ездили в разные регионы по их запросам, чтобы разобраться на месте и понять, что там не так с поддержкой некоммерческих организаций.
Итогом этой работы стал наш рейтинг “Регион-НКО”, который мы стали делать вместе агентством “РАЭКС”. Этот рейтинг не просто расставляет всех по местам, а является очень полезным инструментом для анализа и улучшения ситуации с развитием и поддержкой НКО в регионах страны.
В свое время мы очень много занимались общественным контролем. Тогда сами НКО обращались к нам как к субъекту общественного контроля с просьбой помочь им организовать разные виды проверок: психоневрологических интернатов, детских домов. Такие проверки, безусловно, работали. Мы даже разработали методику, как правильно провести проверку, например, психоневрологического интерната, отслеживали результаты проверок, попадали в казусные ситуации, когда нас выгоняли и чуть ли не угрожали нам.
Мы реагировали на все вызовы, обращения НКО, когда, например, у них отнимали помещения или лишали льгот. Таким образом, работа с обращениями тоже всегда была в фокусе нашего внимания.
Еще одна важная тема, которой мы занимались, — это социальная реклама. Ею мы занимаемся давно и в свое время добились позитивных изменений в законодательстве. У нас была возможность донести до Президента проблемы, связанные с непрозрачностью размещения социальной рекламы, и появилось соответствующее поручение Президента.
Затем мы добились подписания меморандума о противодействии недобросовестным действиям со стороны различных организаций, которые пытаются под видом социальной рекламы брать деньги не на благотворительные цели. Мы договорились со всеми ведущими медиахолдингами, такими, как ВГТРК, Первый канал, и подписали меморандум. Так мы добились большей прозрачности, в соответствии с поручением Президента. Мы реализовали инициативу: у всех каналов в открытом доступе появился порядок рассмотрения социальной рекламы, которая к ним приходит. В основном эта реклама идет от НКО. Ситуация в сфере социальной рекламы стала лучше.
НКО — это не только про благотворительность. Это и про экологию, и про поддержку талантов или незащищенных слоев населения, и многое другое. И сама благотворительность может быть и не связана с НКО. Она может быть частной — люди могут помогать сами, может помогать бизнес. Это очень широкая тема».
Фото: oprf.ru