18.03.2019

«Добросовестные предприниматели стонут от многочисленных проверок, а жулики уходят от ответственности»

В Общественной палате РФ общественники, эксперты и представители исполнительных органов власти проанализировали современное состояние продовольственного рынка в России, а также механизмы контроля качества продовольственных товаров в рамках общественных слушаний «Понятие “качество пищевой продукции”. Совершенствование контроля качества пищевой продукции и питьевой воды».

– Наша задача – найти пути решения проблемы, с которой столкнулась наша страна,– сказал модератор слушаний, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий. – По данным общественников, порядка 30 процентов творога и сметаны не соответствует стандартам качества. В них попадается грибок, плесень, крахмал. Катастрофическая ситуация складывается на рынке отечественного сыра: многие производители жертвуют качеством для того, чтобы добиться быстрого созревания. Важно отметить, что понятия «опасная», «некачественная» и «фальсифицированная» продукция по отношению к пищевой продукции имеют разное значение.

Владимир Винницкий подчеркнул, что на законодательном уровне эти понятия нуждаются в доработке:

– Если исходить из того, что слова «качество» и «качественный» в обычном понимании являются однокоренными, определить качество пищевых продуктов как совокупность характеристик, способных удовлетворить потребности человека в пище, просто недопустимо. При таком определении качественным можно назвать фальсификат, который удовлетворяет потребности человека в пище при обычных условиях.

Говоря о необходимости совершенствования контроля качества продуктов, Винницкий спросил, какую продукцию можно назвать вредной. Относятся ли к таковой фальсифицированный продукт, в который недоложили сахара, или продукты с высоким содержанием трансжиров?

Он также констатировал, что в рамках общественного контроля осуществлять какое-либо прямое противодействие обороту фальсифицированной продукции в настоящее время не представляется возможным. Общественный контроль осуществляется только в отношении органов власти и организаций.

– В связи с этим представляется оправданным внести в закон изменения, предполагающие осуществление общественного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это право должно быть детально аргументировано, – предложил он.

– Многие сегодня занимают скептическую позицию по отношению к возможностям гражданских институтов в сфере противодействия распространению фальсификата. На мой взгляд, это напрасно. Так, в марте Общественная палата Свердловской области запустила онлайн-проект «Карта фальсификата Свердловской области». Согласно проекту, информацию о просроченном продукте покупатель может направлять на сайт, а результаты обращений будут передаваться в надзорные органы для соответствующего реагирования, – поделился Винницкий.

Среди конкретных предложений, направленных на совершенствование контроля качества продуктов, общественник предложил сформировать рабочие группы при региональных общественных палатах субъектов Федерации.

Кроме того, он предложил создать национальную систему управления качеством продуктов, в рамках которой предусмотреть возможность системы сбора и анализа данных по безопасности и качеству пищевой продукции и критериев оценки состояния региональных рынков продовольствия.

– Сегодня мы стараемся трансформировать законодательное поле в сторону интересов потребителя, в сторону осуществления действенного контроля и надзора именно за продукцией, – заявил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. – Но получается не все, есть жесткое противодействие со стороны самых разных структур, понятно, что бизнес выдвигает жесткий аргумент – для них это излишнее обременение, излишние барьеры и т.д., но тем не менее мы движемся в этом направлении.

По его словам, в федеральном законе «О техническом регулировании» сформулирована норма, которая сводится к тому, что требования к продукции, не включенные в технический регламент, носят необязательный к исполнению характер:

– Соответственно, они не могут контролироваться – со всеми вытекающими отсюда последствиями. И сегодня изменить сложившуюся парадигму сложно до тех пор, пока мы не объединимся. Объединяя общие усилия гражданского общества, Роспотребнадзора, мы изменим эту ситуацию.

Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами на сельское хозяйство и рыболовство Счетной палаты Российской Федерации Елена Карелина считает необходимым установить связь между информационными системами органов власти:

– Необходимо интегрирование информационных систем: если у нас один орган исполнительной власти владеет информацией и видит, что какая-то продукция животного происхождения некачественная, он должен иметь возможность разместить эту информацию на едином ресурсе, доступном также для потребителя.

В ответ на высказанные рекомендации Олег Прусаков напомнил, что существует поручение Председателя Правительства РФ, согласно которому к 1 апреля необходимо провести мероприятие по интеграции информационных систем контрольно-надзорных органов:

– Эта работа ведется. Предполагается, что все протоколы лабораторных исследований Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Федеральной антимонопольной службы, казначейства, прокуратуры, полиции будут в свободном доступе.

Член Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Михаил Бажинов, проанализировав законодательную и правоприменительную практику, отметил, что на сегодняшний день из-за недобросовестных производителей страдают законопослушные.

– Наше законодательство составлено таким образом, что законопослушному производителю невозможно уйти от требований проверяющих органов, при этом трудно привлечь к ответственности незаконопослушного, то есть того, кто делает фальсификат. Такой парадокс: Счетная палата, Роспотребнадзор – все законодательные функции у них в руках, но получается так, что добросовестные предприниматели стонут от многочисленных проверок, а жулики тем временем уходят от ответственности, – подчеркнул он.

– Если будет создана некая платформа для объединения всех возможностей, только тогда мы сможем добросовестно выполнить благие идеи. Должна быть какая-то координация действий. Но должна ли она быть карательной? – спросил он.

Сопредседатель Национального комитета экологической безопасности России Андрей Яценко предложил в рабочие группы по общественному контролю при региональных общественных палатах включить представителей федеральных органов исполнительных власти и представителей общественных советов при этих органах власти.

Член Общественного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, член исполкома Федерального совета отцов Алексей Сорокин предложил на базе общественных палат создать институт общественных инспекторов для обеспечения общественного контроля и возможности проводить на безвозмездной основе проверку качества продукции.

В ходе слушаний участники рассмотрели вопрос ответственности производителей и продавцов перед потребителем, действующие механизмы борьбы с фальсификатом и единогласно пришли к выводу, что институты гражданского общества в настоящее время необходимы в борьбе с фальсификатом.

Подводя итоги, Владимир Винницкий отметил, что предложения участников войдут в резолюцию круглого стола и в проект рекомендаций для органов власти.