22.03.2019

Александр Малькевич: «В наших школах необходимо вводить уроки цифровой грамотности»

В Общественной палате состоялся круглый стол «Цифровая грамотность в Российской Федерации», участники которого обсудили новые форматы взаимодействия государства и бизнеса с гражданами по повышению их уровня цифровой грамотности.

Эксперты утверждают, что знания, навыки и умения безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета необходимы каждому человеку в любом возрасте.

Открывая встречу, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич отметил, что назрела острая необходимость проведения уроков цифровой грамотности среди школьников и эта практика должна распространяться на федеральном уровне.

– Результаты многих исследований показывают, что Россия по темпам роста потребления цифровых услуг занимает третье место в мире, и эти темпы продолжают непрерывно расти. В то же время по итогам 2018 года индекс цифровой грамотности снижается, причем и субиндекс, отвечающий за информационную безопасность, тоже падает, – сказал он.

По мнению члена Общественной палаты, причиной этого является рост количества гаджетов и огромное количество информационных возможностей для жителей нашей страны, что тем самым снижает уровень информационной безопасности.

– Происходит распыление сил и средств, плюс сказывается и катастрофическая нехватка специалистов, – считает Александр Малькевич. – В то же время складывается непростая ситуация: уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, ОП РФ, общественные организации, работающие в сфере интернета, – весь этот консорциум людей считает, что в наших школах назрела необходимость вводить уроки цифровой грамотности. При этом представители Министерства просвещения, как выясняется, к этому не готовы. Чиновники ссылаются на традиционные положения о том, что с каждой школой можно решать эти вопросы индивидуально, а на федеральном уровне общество и государство пока не созрели.

В рамках дискуссии участники рассказали, что сегодня в школах на предмете «Технология» могли бы изучать слепую печать десятью пальцами, как это делают во многих западных образовательных учреждениях, а на этих уроках до сих пор клеят коробочки и занимаются уроками труда.

– Возможно, это тоже полезно и нужно, но в цифровом мире, в котором мы находимся, недостаток часов по предмету «Информатика», отсутствие азов понимания цифровой грамотности или, о чем мы постоянно говорим в нашей комиссии, медиаграмотности и интернет-гигиены недопустимо. Это предметы не завтрашнего дня и даже не сегодняшнего, а где-то даже уже вчерашнего. Без знаний основ цифровой культуры интернета мы оказываемся в большой беде. Прежде всего подрастающее поколение – наши дети. Для нашего спокойствия и нашей информационной безопасности мы должны предпринимать самые активные меры, – твердо уверен Малькевич.

Директор региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) Сергей Гребенников рассказал об исследовании «Индекс цифровой грамотности Россиян в 2018 году», которое проводит его организация. Эксперт отметил, что за последний год данный индекс значительно снизился.

– Центр интернет-технологий при партнерстве с исследовательской группой «Циркон» провели четвертую волну ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ», по результатам которого среднее значение индекса составило 4,52 пункта из 10 возможных. Это на 14,7 процента меньше в сравнении с прошлым годом (5,99 пункта) и на 2,7 процента меньше, чем в начале измерений в 2015 году (4,79 пункта), это самый низкий показатель за всю историю измерения индекса цифровой грамотности. Мы, конечно, хотели увидеть рост, а не снижение показателей, но пользователи слишком самоуверенные в своей безопасности, и многие не сразу могут распознать мошенников в интернете. Если говорить о распределенности, то наибольший рост продемонстрировали два федеральных округа – Дальневосточный и Сибирский, стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Северо-Западный, Уральский и Приволжский ФО. Центральный и Южный округа снизили показатели, – прокомментировал Сергей Гребенников.

Глава РОЦИТ также рассказал, что в ходе исследования выявилось, что в 2018 году россияне стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами, электронными государственными услугами и поисковыми системами. Если в 2015 году каждый или почти каждый день к поисковым системам обращались 38,9 процента соотечественников, то в 2018 году их уже 49,7 процента.

– Сегодня множество устройств буквально заставляют пользователей совершенствоваться и осваивать все новые и новые модели поведения для удобства и скорости осуществления коммуникации, оплаты, передачи данных и других операций. Однако более активное пользование приводит и к более высокому уровню знания, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и программным обеспечением, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий, – считает Гребенников.

Директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ Татьяна Голубовская добавила, что компания в 2019 году планируется провести «Digital-диктант», который позволит каждому участнику узнать свой уровень цифровой грамотности, а также прокачать цифровую культуру и развить способность защищать себя в сети.

– «Digital-диктант» позволит узнать у пользователей, какие услуги и как они их потребляют. Формат проведения диктанта – тестирование, где будут представлены различные ситуации и варианты ответов от трех до пяти с визуальными или видеоизображениями. Несколько вариантов ситуаций для разных групп возрастов. В течение 45 минут участникам надо будет ответить на 40 вопросов. Принять участие может любой желающий, используя для этого различные устройства, – сказала Татьяна Голубовская.

Об участии государства в повышении уровня цифровой грамотности населения рассказал Виктор Леванов, эксперт Института развития интернета.

– Мы проводим различные образовательные программы для государственных служащих. Приезжаем в регионы и там обучаем чиновников. По нашему мнению, государство должно защищать граждан от цифровой опасности, и для этого оно само должно знать и понимать методологию и быть защищенным, – заключил Леванов.