Вячеслав Бочаров: «Наставлять нужно не с высоты своего положения»
На минувшей неделе в Смоленске побывал Герой Российской Федерации, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Вячеслав Бочаров. Многим он известен как офицер спецназа, который 15 лет назад первым ворвался в захваченную террористами бесланскую школу № 1. В том бою командир группы управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ полковник Бочаров был тяжело ранен в голову. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президента Российской Федерации 11 октября 2004 года ему присвоено звание «Герой Российской Федерации» с вручением медали «Золотая Звезда».
Выйдя в 2010 году в отставку, Вячеслав Алексеевич занялся общественной работой, уделяя особое внимание патриотическому воспитанию молодёжи, сохранению исторической справедливости и памяти о подвигах наших соотечественников, а также сотрудничеству разных поколений россиян в этой деятельности. Последнее направление, стоит отметить, – ключевое в рамках всероссийского проекта «Эстафета поколений», стартовавшего в 2016 году при поддержке Общественной палаты Российской Федерации, ФГБУ «Роспатриотцентр» и Фонда президентских грантов.
Рассказ об этом проекте, а также встречи с молодыми смолянами и ветеранами и были основной целью приезда в Смоленск его координатора Вячеслава Бочарова и руководителя проекта «Эстафета поколений», сотрудника аппарата Общественной палаты России Александры Ванюковой. А своеобразным завершением их пребывания в нашем городе стала встреча Вячеслава Алексеевича и Александры Борисовны с журналистами радио «Весна» и «Смоленской газеты», которые из первых уст узнали об истории и достижениях проекта за три года его существования.
Пилотный проект стал государственной наградой
– Вячеслав Алексеевич, Александра Борисовна, проект «Эстафета поколений» совсем недавно вырос из пилотного во всероссийский. Расскажите, кто стоял у его истоков, как работает проект и кто его, скажем так, целевая аудитория?
В. Б.: – Во-первых, этот проект отвечает посланию президента Российской Федерации, с которым он обращался к Федеральному Собранию два года назад и где обращал внимание на развитие наставничества, связи людей разного возраста, разных поколений. Детальнее расскажет Александра Борисовна, а я при необходимости добавлю.
А. В.: – Пилотный проект мы запустили в 2016 году, а его идея исходила от нескольких людей, представителей разных категорий участников проекта: советника президента по делам ветеранов Александры Юрьевны Левицкой, руководителей крупных всероссийских ветеранских организаций, таких как «Российский союз ветеранов Афганистана», «Боевое братство», Всероссийская общественная организация ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, «Трудовая доблесть России». Начинали мы с 10 пилотных регионов: определяли по региону в каждом федеральном округе, исходя из того, где сформированы молодёжные организации «Волонтёры Победы» – это наши генеральные партнёры среди молодёжных общественных организаций. Спустя год, пройдя пилотный проект, который реализовывался при поддержке Фонда президентских грантов, мы увидели, что наши цели – активно вовлекать ветеранов разных категорий именно в наставническую деятельность – оправдались: ветераны заинтересовались этой деятельностью.
– Стало понятно, что получается? Идея-то хорошая изначально…
А. В.: – Идея хорошая, но в первый год, конечно, большая часть проекта была направлена на образовательную деятельность, потому что не каждый ветеран, имея богатый жизненный, боевой, трудовой опыт, может постоянно работать и общаться с молодёжью. Для этого важно дать им какие-то специальные знания об особенностях работы с молодёжью, о современных формах патриотического воспитания. С нами работают профессиональные эксперты из крупных федеральных вузов: это специалисты и по ораторскому искусству, и по возрастной психологии, и по молодёжной политике, и так далее. Они проводят образовательные курсы для ветеранского сообщества – мы учим ветеранов работать с молодёжью.
В. Б.: – Хотел бы добавить, что, когда мы начали осуществлять этот проект, мы прекрасно понимали, что наставники – это люди старшего возраста, у которых уже есть определённая жизненная позиция, свои ценности, которые они выработали в течение всей своей жизни, а теперь работают с молодёжью. И выступая перед президентом Российской Федерации, я как его доверенное лицо обратился к нему с таким предложением: «Владимир Владимирович, мы сейчас очень много внимания уделяем продолжительности жизни нашего населения, но эта продолжительность должна быть активна, и если человек продолжает уже в возрасте работать по наставническому направлению, то если не материально, то морально он нуждается в каких-то знаках внимания». И в прошлом году вышел указ президента, которым внесены дополнения в наградную систему нашего государства: учреждена новая награда – знак отличия «За наставничество». Этим знаком отличия награждает президент Российской Федерации по представлению главы региона. И очень важно, что тезисы о развитии наставничества регулярно входят в послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Поэтому если в Смоленской области есть наставники, которые достойны государственной награды, то ветеранские организации могут выступать с ходатайством перед губернатором.
«Наставлять нужно не с высоты»
– Какой удивительный момент: когда я читал о проекте, мне представлялось, что всё-таки основной объект воздействия – это молодёжь. А здесь получается и обратная связь: ветераны получают новые навыки и умения, когда вы их привлекаете к работе…
А. В.: – Это своего рода социализация ветеранского сообщества, потому что десятки лет назад, когда появлялись ветеранские организации, они в первую очередь создавались для социальной защиты и поддержки своих членов. Сейчас времена меняются, государство взяло на себя многие вопросы социальной поддержки, и наполнение работы ветеранского сообщества тоже нуждается в коррекции. Для государства очень важно, чтобы эти люди приносили весомую пользу. А что это, как не воспитание подрастающего поколения в первую очередь?
В. Б.: – И когда мы говорим о наставничестве, это не означает только то, что нужно передать навыки в сфере своей бывшей деятельности – технологии идут вперёд, и целому ряду профессий уже не обучают. А вот передать те духовно-нравственные качества, которыми владеют эти люди: отношение к своему государству, Родине, Отечеству, – вот это очень важно. Сейчас большая проблема – борьба за умы, и те, кто пытается фальсифицировать нашу историю, как раз борются за сознание молодых людей. И кто, как не человек с жизненным опытом, пройдя трудности становления, может сказать правду подростку, наставить его на жизненный путь. Если это поможет ему в профессии – хорошо, но самое главное – правильно выбрать жизненную позицию.
Я сегодня провёл две встречи в Смоленске, одна была со студентами, вторая – в кадетском корпусе, и я выступал в роли наставника. Да, меня пригласили как члена Общественной палаты, Героя Российской Федерации, но наставлять нужно не с высоты своего положения – надо наставлять по-доброму, потому что одними призывами ты ничего не добьёшься. Вот сегодня (беседа проходила 11 сентября. – Прим. ред.) День воинской славы России – в 1790 году святой воин адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков разгромил турецкую эскадру у мыса Тендра. Ребятишки об этом не знали. Кто им об этом скажет, как не человек, который этой информацией владеет? И не просто владеет, а живёт этим. И потому именно ветеранские организации могут и должны выступать наставниками, но наставниками высокопрофессиональными. Поэтому в этой среде мы ещё поставили цель подготовить лекторов – лекторскую группу, которая могла бы приходить в учебные заведения не от случая к случаю, по каким-то торжественным датам, а на постоянной основе. Тогда им будут видны проблемы, которые существуют в учебном заведении, и они смогут более предметно работать даже с отдельным учащимся.
– Александра Борисовна, как происходит отбор наставников? Люди сами приходят или по рекомендации местных общественных организаций?
А. В.: – На самом деле это задача региональных ветеранских организаций. Мы даём им схему, структуру, разработанную образовательную программу. В этом году одной из основных задач является тиражирование наших образовательных программ, потому что на всероссийских форумах мы не можем охватить огромное количество участников ветеранского движения. Поэтому нам важно, чтобы в регионах сейчас тоже началось обучение и подготовка таких людей. На первом этапе мы рекомендовали разработать форму анкеты, и как раз «Волонтёры Победы» помогали ветеранским организациям анкетировать ветеранов, выявлять людей, которые хотели бы заниматься этой деятельностью. Понятно, что не каждый может ей заниматься – здесь нужен свой настрой души на работу с молодёжью.
В. Б.: – Когда мы приезжаем в какой-то регион, мы пытаемся обозначить проблему поездок членов ветеранских организаций не только по своей области, но и по стране. Чтобы в ветеранских организациях была возможность делегировать наиболее активных представителей для обмена опытом в другие регионы. На итоговый годовой форум мы приглашаем в Москву ветеранов – наиболее активных наставников со всей страны. И для этого мы просим региональные власти изыскать возможности для такого широкого участия ветеранов в жизни страны. Кстати, мы сегодня проводили встречи, и некоторые смоляне сказали: мы хотим поехать на форум в Новосибирск.
А. В.: – Проект, можно сказать, стал лакмусовой бумажкой: он наиболее успешно и быстро реализовывается в тех регионах, где выстроено взаимодействие между общественными организациями, органами власти и молодёжными организациями. Где есть такой контакт, там всё быстро получается.
– На Смоленщине такой контакт точно есть, и я думаю, Алексей Владимирович Островский откликнется – глава региона очень чутко относится к этим проблемам, и у него хорошие отношения с ветеранскими организациями. Кстати, у нас в городе есть Дом ветеранов, открытый по его инициативе, где люди собираются, проводят время, общаются. Мне кажется, «Эстафета поколений» приживётся на Смоленщине.
Жизнь – как зебра
– Исходя из своего опыта, как вы считаете, ветераны должны делиться с молодёжью только положительными примерами? Или, может быть, рассказывать и о своих ошибках, чтобы их не повторяли?
В. Б.: – Вы же знаете, есть такое выражение «Жизнь – как зебра: полоса белая, полоса чёрная», и у каждого человека так бывает. Ты не можешь быть абсолютно белым, и, конечно, надо делиться всем. Когда есть возможность рассказать о том, как ты преодолел какие-то трудности, а они есть в жизни каждого человека, это помогает человеку понять, что нельзя всё время идти вперед, не спотыкаясь. Я сегодня как пример приводил целый ряд людей, с которыми сталкивался по жизни, – у них в жизни были неудача за неудачей, а теперь они находятся на очень высоком уровне. Потому что шли в правильном направлении, пусть не всегда быстро, но в правильном направлении. А можно бежать быстро, но не в ту сторону, и ты не придёшь к цели. Так вот задача – рассказать, что нужно не так быстро, может быть, но в правильном направлении.
– Александра Борисовна, я правильно понимаю, что наставники – не обязательно Герои России и заслуженные работники? Это могут быть просто ветераны, не совершившие каких-то публичных побед, но чувствующие в себе силы и опыт, которыми они могут поделиться с молодёжью?
А. В.: – В проекте есть конкурс видеороликов «Герои, живущие рядом», который мы третий год проводим с Роспатриотцентром. Так вот задача, понятная из его названия, – обратить внимание ребят, молодёжи на тех людей, которые живут рядом с ними – в их деревне, на одной лестничной клетке. Они вроде бы незаметные…
В. Б.: – Это может быть учитель труда, бывший афганец, это может быть руководитель детского сада – мужчина… И вот о них снимают ролики – о людях, живущих рядом.
А. В.: – И нам приходят видеоролики, которые достойны трансляции на телеканалах, и эти ролики не ложатся в стол конкурсного жюри, мы направляем их в региональные ветеранские организации – это то, что можно использовать в работе. И очень приятно, что дети видят не только боевые подвиги, но и выдающихся специалистов в своих отраслях – медицине, космонавтике… Когда мы первый год проводили конкурс, один из роликов сдружил нас с Героем России Александром Александровичем Карелиным, который затем стал послом нашего проекта в Сибири. Так вот, ролик рассказывал о мальчике с ДЦП, который, несмотря на то что у него не работают руки, рисует, общается… Ролик, который назывался «Преодоление», сняли две девушки – студентка и молодая преподавательница одного из вузов Новосибирска. И очень важно, что девушки поняли: и это в своём роде подвиг – каждый день преодолевать сложности и не терять дух. Повторюсь, приходит очень много интересных работ, осенью нам предстоит подводить итоги нынешнего конкурса, поэтому мы приглашаем принять в нём участие и смоленских ребят: студентов, школьников.
– Вячеслав Алексеевич, Александра Борисовна, каким образом в проекте «Эстафета поколений» участвует Общественная палата Российской Федерации?
А. В.: – Всероссийским оргкомитетом проекта является рабочая группа Общественной палаты по реализации проекта – её возглавляет Вячеслав Алексеевич, его заместителем является референт управления общественных проектов Администрации Президента, Герой России Алексей Викторович Романов, наш большой друг и человек, который тоже стоял у истоков нашего проекта.
– Насколько большой акцент в работе Общественной палаты нынешнего созыва сделан на патриотическом воспитании?
В. Б.: – Такой акцент делается не только в этом созыве. У нас есть комиссия по патриотическому воспитанию и молодёжной политике, которую возглавляет Елена Моисеевна Цунаева – руководитель поискового движения России, сопредседатель движения «Бессмертный полк России». И, как вы знаете, вопросы патриотического воспитания поставил во главу угла президент Российской Федерации. Он же говорил: какая нам нужна национальная идея? Патриотизм у нас национальная идея. И для того чтобы построить благополучное общество и государство, необходимо опираться на твёрдый фундамент, и этим фундаментом является патриотизм. Президент об этом сказал ещё в 2012 году, встречаясь с молодёжью.
И это действительно так, потому что патриотизм – не квасной. Он реальный, опирающийся на нашу историю, и наша задача – ветеранов, учителей, наставников, государства – как раз и говорить о том, что у нас славная история. Да, в ней были разные страницы, но это страницы нашего государства, и мы не можем сказать: «Вот там было чёрное пятно, поэтому давайте всё отбросим и забудем». Нет. Мы должны знать нашу историю, а история – это люди. И когда я встречаюсь с молодёжью, любой аудиторией, я в первую очередь говорю не о цифрах и датах, а о людях, которые историю сделали историей. И наша задача – знать об этом, потому что когда происходит фальсификация, мы должны хотя бы аргументированно оппонировать своему противнику. А если мы ничего не знаем, то нам любую информацию дай, и мы её примем за истину. Нет! Истина – она одна. Поэтому, когда мы говорим о лекторской группе, мы стараемся эту правду довести до тех, с кем работаем.
Нельзя заставить любить
– Вячеслав Алексеевич, из ваших уст хотелось бы услышать: как вы для себя формулируете понятие патриотизма? Что это в первую очередь такое? Потому что сейчас, согласитесь, с этим определением начали играть, и не всегда в нужную сторону…
В. Б.: – Я как-то проводил встречу с молодыми людьми на форуме «Таврида» и отвечал примерно на такой же вопрос. Берём чистый перевод этого слова – «любовь к Родине». Спрашиваю девушку: вас могут заставить любить вот этого молодого человека? Она говорит: «Нет». А вас можно заставить? «Нет». Никого нельзя насильно заставить любить. Сначала нужно человека визуализировать: «он мне нравится», – потом посмотреть его характер, потом посмотреть, может быть, на его родных и близких. Ты познаёшь – возникает чувство привязанности сначала, симпатии… И к Родине так же. Если я ничего не знаю, самых элементарных вещей: административного деления, традиций и культурного наследия – песен, танцев, поговорок, я не знаю людей, которые историю сделали историей, – тогда нет предмета любви. И поэтому вывод какой: чем больше я знаю о своей стране, тем больше я могу ею гордиться. А если я ничего о ней не знаю, я к ней равнодушен.
– Получается, что любовь к Родине не обусловлена генетически? Это результат каких-то наших взаимоотношений?
В. Б.: – Человек рождается просто, что называется, человеческим детёнышем, а вот кем он будет, зависит от воспитания. Воспитания в семье, обществе, государстве, потому что всё, что человек видит, слышит, впитывает в себя, – это всё влияет на формирование личности. И в том числе – отношение к государству, Отечеству, Родине… Я так это формулирую: должно быть познание своей страны, и из него может вырасти патриотизм.
– Каковы результаты пилотного проекта с точки зрения того, готова ли к нему молодёжь? Воспринимают ли его молодые – те, перед кем выступают наставники? Нужен ли он им?
В. Б.: – Вы же видите, насколько за последние годы молодёжь стала активнее. На всех наших форумах в зале примерно поровну ветеранов и молодых людей. И раз такой паритет существует, я думаю, это интересно всем возрастным категориям.
А. В.: – И мы всё-таки опираемся на науку в том числе. Мы начинали проект с большого социологического исследования в региональных ветеранских организациях, и когда пилотный проект завершился, мы провели новое социологическое исследование. А в этом году в рамках всероссийского проекта мы запустили комплексный мониторинг, над которым работают учёные-социологи – наши партнёры из Уральского государственного университета. Поэтому, конечно, мы анализируем и деятельность ветеранского сообщества, и то, насколько помогают в этой деятельности органы власти.
Кстати, как пример. В первом мониторинге у нас был вопрос к руководителям региональных ветеранских организаций: «Работаете ли вы с волонтёрами?» Так вот, 90% ответов было «Нет», были ответы из серии «Кто это, мы не знаем», «Это, наверное, те, кто могут помочь нам финансово» и так далее… Но за три года картина кардинально изменилась, и теперь такие вопросы от ветеранского сообщества услышать невозможно, потому что в нашем проекте «Волонтёры Победы» как раз и призваны заниматься не адресной помощью ветеранам, тимуровской работой, к которой мы привыкли с советских времен. В первую очередь они занимаются организационной помощью ветеранским организациям в регионах. То есть создают волонтёрские бригады, в которых есть IT-специалисты, курьеры, организаторы, которые помогут и мероприятие организовать, и к встречам с молодёжью подготовиться, и оргтехнику настроить, и документы подготовить. Очень непросто ветеранскому сообществу даётся переход на новую систему финансирования – грантовую поддержку, и в этом как раз молодёжь очень может помочь – подготовить электронную заявку на грант. Поэтому, конечно, все уже поняли, скажем так, востребованность друг друга.
– А глобальная цель проекта – запустить такое взаимодействие?
А. В.: – Пока, наверное, об этом рано говорить. Есть региональная специфика, и в каких-то регионах всё очень быстро запускается, а где-то – сложно…
В. Б.: – Время всё расставит на свои места. Главное – быть полезным в настоящий момент. Мы считаем, что мы делаем нужное дело, а время покажет. Я думаю, что вопросы взаимодействия людей разных поколений – вечные, из категории вечных общечеловеческих ценностей.
Наставники могут быть молодыми
– Эти отношения как-то устоялись, а вы хотите как-то их сдвинуть, пусть и в благоприятную сторону…
А. В.: – Раньше ветераны больше всего внимания обращали на школы, и это подтверждают наши социсследования: на стартовом этапе 90% внимания уделялось школам. Но у нас есть дошкольные, средние специальные, высшие образовательные организации, молодые специалисты на предприятиях и так далее. Мы ежегодно подводим итоги, определяем несколько регионов – лидеров проекта…
– В этом есть какая-то закономерность? Сибиряки, например, более отзывчивы на этот проект…
А. В.: – Географически, конечно, нет. Но есть очень яркие примеры в Калининградской области – Гурьевский городской совет ветеранов, где великолепно работают с дошкольниками. В Татарстане это направление очень развито – именно работа с дошкольниками. Они берут деток в одном детском саду, группой, и ведут с ними постоянную работу по патриотическому воспитанию. И замечательно, что есть такие энтузиасты. В Ставропольском крае ветераны вообще взяли на себя функцию профессиональной подготовки будущих специалистов – инженерных кадров для кораблестроения. Они проявили инициативу, получили поддержку, и в их системе допобразования работает такая интересная вещь.
В. Б.: – Я хотел бы вот на что ещё обратить внимание. Сейчас проводятся различные чемпионаты рабочих профессий, и уже не первый год наши ребята побеждают на этих конкурсах. И когда я выступал перед Владимиром Владимировичем Путиным по нашему проекту, я в том числе говорил: наставником может быть не только человек, образно говоря, в 70 лет. Если парень стал чемпионом мира в своей профессии, он тоже может быть наставником – его опыт просто надо тиражировать.
– То есть наставниками могут быть совершенно юные люди?
А. В.: – У нас в проекте такие люди выросли, и нам было очень приятно, когда девочка, которая является координатором нашего проекта в Крыму, Наталья Довбыш стала победителем всероссийского педагогического конкурса «Растим патриотов России». Она учитель начальных классов, и она сама стала наставником.
В. Б.: – Поэтому вот эти молодые люди, которые взошли на вершину мастерства своей профессии, не должны исчезнуть или разово появиться на экране. Их надо «эксплуатировать» – они умеют работать, и пусть передадут свой опыт тем, кто ещё не выбрал себе направление жизни. А если они стали чемпионами мира как сварщик или каменщик, это же интересно, потому что они делают это лучше всех в мире. Понимаете? Вот он – молодой наставник.
Фото: smolgazeta.ru, vk.com – группа «Эстафета поколений»