17.09.2019

Как повысить эффективность бюджетных расходов?

В Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Меры повышения эффективности бюджетных расходов».

Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев подчеркнул, что актуальность темы возрастает по мере того, как улучшается финансовое состояние российского государства.

«Доходы государственного бюджета увеличиваются: только за этот год они выросли на 10–11 процентов. В то же время на 1,5 процента уменьшились доходы граждан. Уже не только у специалистов, ученых, а и у граждан возникает вопрос: что происходит? Где эффективность госбюджета? Ради чего все делается? Мы со стороны общественности именно так должны ставить вопрос. И Счетная палата так ставит вопрос, становясь на сторону граждан, простых людей, обывателей. Это наша основная тема», – задал Фадеев вектор обсуждения.

Вопрос не в том, как, по каким направлениям используются эти средства, а насколько хорошо этот процесс организован, убежден председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин. По его мнению, эффективному построению бюджетного процесса мешают две особенности: во-первых, бюджет принимается в конце текущего года, а средства из него после проведения всех необходимых процедур, в частности тендеров на госзакупки, поступают не раньше июля – августа, при этом работа должна быть сдана до конца года, т.е. в декабре.

«Возникает вопрос: как списывать деньги первые полгода и как за оставшиеся полгода выполнить серьезную работу? Мы все время обманываем себя, когда говорим, что повысим эффективность бюджета и все выполним, но ничего не получается. И к сожалению, так было всегда. Это вопрос к организации работы федеральных органов исполнительной власти. Это абсолютно точно», – настаивает он.

Вторая особенность, говорит Алешин, заключается в том, что зачастую на тендеры выходят компании, которые не имеют никакого отношения к данной тематике, плохо понимают предметную область. Такие компании просто не в состоянии решать поставленные задачи, считает он. Борис Алешин убежден, что закон о госзакупках нуждается в изменениях: если речь идет о тонких процессах, о создании серьезного производства, должен быть осмысленный выбор, а не тендер.

Мероприятие проводится в рамках подготовки к нулевым чтениям проекта бюджета, напомнил председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

«Хочется понимать, почему нет денег: их вообще нет, или это результат неудачной налоговой, таможенной политики, или это недостаток нормативной документации, регулирующей бюджетные расходы? Что тревожит общественность: в рамках бюджета отсутствуют сформулированные приоритеты государственного бюджета и конкретные задачи, которые он призван решать. Хотелось бы понять, на какие конкретные результаты ориентирован бюджет», – задается вопросом Дискин.

Об утвержденной Правительством РФ в январе текущего года Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах рассказал директор департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России Николай Бегчин.

«Мы сфокусировались на поиске внутренних резервов эффективности. Обзоры бюджетных расходов – это новый инструментарий в системе управления финансами. Они представляют собой системный анализ базовых расходов бюджета. Одна из проблем системы управления государственным финансированием – сложно исключить то, что уже в нее попало. Поэтому необходимо смотреть с определенной периодичностью актуальность такого финансирования. В мировой практике для этого в последние десятилетия проводятся обзоры бюджетных расходов. Мы пока в начальной стадии, но уже в прошлом году провели два пилотных обзора и пять – с начала этого года», – поделился он.

Николай Бегчин обратил внимание, что одно из направлений концепции касается совершенствования системы финансирования целевых программ, в частности, разработана методология реализации нацпроектов. Важная новация – выделены показатели нацпроектов и результаты их реализации, подчеркнул он.

Тематику реализации национальных проектов продолжил начальник инспекции по комплексному анализу социально-экономического развития Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Божьева, которая указала на слабое взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также отсутствие оперативного мониторинга результатов реализации нацпроектов. Это, по ее мнению, может привести к их искажению либо вовсе к невыполнению.

«Освоение средств, по нашему мнению, идет медленно: по состоянию на 1 сентября уровень исполнения расходов составляет примерно 46 процентов – это ниже среднего уровня исполнения федерального бюджета РФ. Шесть из 76 проектов до сих пор не исполняются. Расходы на нацпроект “Цифровая экономика” составили всего лишь 13 процентов; “Экология” – 17 процентов; “Производительность труда и поддержка занятости” – 29 процентов; “Безопасные и качественные автодороги”, “Международная кооперация и экспорт” – 38 процентов и т. д.», – такие данные озвучила Татьяна Божьева.

По словам чиновницы, низкий уровень исполнения наблюдается в таких направлениях, как расходы на закупку товаров, работ и услуг для госнужд – 12 процентов; межбюджетные трансферты регионам – 35 процентов; капитальные вложения в объекты госсобственности – 33 процента. Среди основных причин – неутвержденная проектно-сметная документация, позднее заключение соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов регионам, позднее заключение правил предоставления субсидий и другое.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Сергей Викулов призывает федеральных чиновников при работе над государственным бюджетом прежде всего подумать об интересах простых граждан:

«Нам бы хотелось, чтобы бюджетная политика давала больше плодов нашему народу: было бы больше рабочих мест, была бы обеспеченность занятостью, чтобы вклады наших пенсионеров не замораживались. Эти проблемы должны решаться».

Член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Елена Мильто обратила внимание, что многие люди до сих пор не разобрались, что же такое нацпроекты и для чего они нужны.

«Работу запустили по нацпроектам, но не доработали в плане донесения информации, а это важный момент. Беспокоит и нагнетание показателей. Чем измеряется эффективность нацпроектов и кто их придумывает? Показатели спускаются из центра, а регионы вынуждены их нагонять. Я бываю в регионах и вижу, что такая некрасивая ситуация есть. Это заметно», – предупреждает она.

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Цунаева отметила, что полученная в ходе мероприятия информация по эффективному формированию бюджетных расходов будет ей полезна в дальнейшей работе над различными проектами.