12.10.2019

Михаил Погосян: «К новой концепции системы аттестации научных кадров – много вопросов»

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки прошел круглый стол «Аттестация кадров высшей квалификации: международный опыт, отечественные реалии, траектории развития».

По словам организаторов, одним из важнейших инструментов кадровой политики государства является аттестация кадров высшей квалификации с присуждением степеней и званий – статусных характеристик, фиксирующих ступени профессионального роста, создающих стимулы для карьерного роста молодых профессионалов.

Система аттестации кадров высшей квалификации в России ведет свою историю с конца 1930-х годов. Однако национальная система аттестации слабо корреспондируется с международными образцами, что негативно отражается на признании ее результатов за рубежом. Непризнание статусных характеристик отечественных специалистов снижает их конкурентные возможности в практике международного делового общения.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Михаил Погосян подчеркнул, что цифровая трансформация XXI века привела к глобальному дефициту кадров:

«Людей нужной квалификации большой дефицит. И это предъявляет особые требования к аттестации кадров, к дополнительному профессиональному образованию, и мы на площадке Общественной палаты пытаемся с разных сторон проанализировать эту проблему».

Погосян отметил, что конкретно и емко основные рамки системы аттестации кадров высшей квалификации были определены в 2012 году в ежегодном Послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию: «Будем развивать и систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах».

 «Эта тема в соответствии с поручениями реализовывалась: была разработана концепция модернизации системы аттестации научных кадров, хотя к ней много вопросов, и сегодняшние рекомендации круглого стола будут важным элементом формирования общественного мнения по направлениям развития системы аттестации кадров», – пояснил он.

Глава Комиссии по развитию образования и науки уверен, что трансформация системы должна преследовать цель повышения эффективности работы ученого: «Считаю, что две крайние позиции, когда, с одной стороны, наблюдается полный переход на совершенно новую систему, с другой стороны, идет отстаивание консервативной системы, требуют баланса. Важно достичь целевого эффекта от системы аттестации, повышения активности ученых, повышения активности тех людей, которые задействованы в научной и преподавательской деятельности».

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова рассказала о проведенном опросе общественного мнения на тему аттестации кадров высшей квалификации.

В опросе приняли участие более двух тысяч человек. Результаты анкетирования показали, что 22 процента опрошенных считают неудовлетворительным подход к профессиональной аттестации.

«Нам есть над чем задуматься. Оценку “удовлетворительно” за аттестацию в науке поставило лишь 10 процентов респондентов. Только 26 процентов дают положительную оценку переменам, произошедшим в системе аттестации научных кадров, треть респондентов оценивает перемены отрицательно, и почти 44 процента затруднились выразить свое отношение. На фоне стремительных перемен люди не успевают выразить свое отношение к системе аттестации», – сказала она.

Вице-президент РАН, проректор МГУ по науке академик Алексей Хохлов отметил:

«У нас есть ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания “доцент” и “профессор”, Российская академия наук считает, что эту устоявшуюся систему квалификации надо сохранить. Но преобразовывать и реформировать нужно тогда, когда созрели какие-то условия, сейчас мы не видим необходимости менять две степени и два звания. Но это не означает, что не надо производить изменения в самой системе аттестации кадров».

Алексей Хохлов затронул вопрос самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими организациями высшего образования и науки:

«Три года назад была введена система, когда ведущие организации имеют право самостоятельно присуждать ученые степени. Это МГУ и СПбГУ. Это привело к тому, что число диссертаций снизилось. Если эта система будет распространена на все организации, то это приведет к существенной деградации системы ученых степеней. В целом мы не поддерживаем расширение списков организаций, которым предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней».

Президент Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета Татьяна Сергеева представила опыт профессионально-общественной аттестации кадров высшей квалификации по международным стандартам ЮНЕСКО – МСКО:

«В комитете аттестовано свыше тысячи профессионалов, комитет является инструментом мягкой силы, который сплачивает отечественных и зарубежных профессионалов высшей квалификации».

В ходе заседания участники обсудили общие принципы системы аттестации кадров высшей квалификации в развитых странах с рыночной экономикой, вклад ЮНЕСКО в сближение национальных систем образования и аттестации, а также роль профессионально-общественных объединений в системе профессиональной аттестации кадров высшей квалификации в РФ.

Подводя итоги, Людмила Дудова отметила, что предложения участников круглого стола будут отражены в рекомендациях, которые будут направлены в соответствующие органы власти.