20.12.2019

Цифровизация обучения и повышение квалификации учителей

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии Общественной палатой РФ по развитию образования и науки и Института стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) прошли общественные слушания «Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы в контексте выполнения национального проекта “Образование”».

Модератор слушаний первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила:

«Мы помним, как непросто рождалась эта концепция, мы с вами можем констатировать, что реализация ее идет тоже непросто. Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы идет параллельно процессу подготовки редакции федерального государственного образовательного стандарта. В этом процессе мы тоже участвовали, и сегодня мы с вами должны проанализировать итоги реализации концепции».

Представитель Министерства просвещения РФ Светлана Третьякова сообщила, что параллельно с большой работой по реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) идет работа по разработке соблюдения критериев оценки учебных изданий с точки зрения того, как используются нормы современного русского языка.

«Новый порядок формирования федерального перечня учебников разработан, сейчас проходит согласование с Министерством юстиции. И мы надеемся, что появятся два документа, которые помогут нашим образовательным организациям в работе. Надеюсь, что будем работать в единой взаимосвязи по актуализации концепции русского языка и литературы», – сказала она.

Заведующий лабораторией филологического общего образования Института стратегии развития образования РАО Ирина Добротина подчеркнула, что в вопросе преподавания русского языка и литературы большое внимание должно уделяться повышению квалификации учителей.

«Цифровая образовательная среда: как мы отвечаем на этот вызов, что мы можем использовать и предложить учителю? Сегодня много говорится о повышении профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы. Действительно, школа задушена процедурами проверки и контроля, а что сделано для того, чтобы прийти к учителю на помощь и оказать ему эту помощь в той форме и тех объемах, в которых это ему необходимо?» – подчеркнула Добротина.

Тему совершенствования профессиональных компетенций учителей продолжила ученый секретарь Федерального института педагогических измерений Елена Зинина.

«Мы видим, что не хватает важных знаний нашим учителям. Чего нам не хватает в педагогическом образовании на этапе старта в этой профессии? Наших будущих учителей не учат проблемам, связанным с педагогическим измерением. А потом они составляют пул экспертов, которые оценивают работу ученика по техническим критериям, и мы получаем весьма драматические картинки, когда идет процесс перепроверки, процесс живого общения. Надо ставить, в том числе через концепцию, вопрос о повышении грамотности, связанный с умением посмотреть на работу ребенка и объективно оценить ее. Эти недостатки, связанные с нехваткой педагогического мастерства, мы видим и при перепроверке итоговых сочинений», – отметила она.

В ходе слушаний представители крупнейших российских научных центров в области педагогики и методики преподавания предметов «Русский язык», «Литература», обсудили проблемы формирования речевой культуры обучающихся, формирование умений в сфере русского речевого этикета, пути формирования умений и навыков, связанных с культурой речи, а также формирование интереса современного обучающегося к чтению.

По итогам общественных слушаний предложения участников будут оформлены в пакет рекомендаций и направлены в профильные федеральные министерства и ведомства.