06.05.2020

Николай Дайхес об итогах двух месяцев борьбы с коронавирусом: «Сознательность людей растет»

Каковы итоги двухмесячной борьбы с пандемией в России, достаточно ли принимаемых правительством мер и эффективен ли обязательный масочный режим – на часто задаваемые вопросы жителей страны относительно распространения COVID-19 ответил в интервью для специального проекта Общественной палаты РФ #НаКонтроле2020 Николай Дайхес, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор Федерального национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, главный внештатный оториноларинголог Министерства здравоохранения РФ.

– Николай Аркадьевич, как руководитель центра, перепрофилированного сейчас на работу с больными с коронавирусом, расскажите, как вы оцениваете принимаемые в России меры в рамках борьбы с пандемией?

– Меры, которые принимаются властями, оцениваю положительно. Более того, считаю, что они в определенной степени могут быть и ужесточены. К сожалению, у нас уже есть послепасхальный опыт, когда люди, несмотря на предупреждения, пошли в церковь на Пасху, тем самым спровоцировав повышенный уровень заражения. То есть они не подумали ни о себе, ни о священнослужителях. Поэтому у нас сейчас всплеск инфекции наблюдается и в церквях, и в монастырях, в частности в Троцко-Сергиевой лавре. То же самое мы можем говорить и о том, что не все выполняли указания в майские праздники. Поэтому считаю, что меры очень правильные, могу только предложить повышение их строгости, даже если кому-то это не понравится.

– В какой части, как вы считаете, могло бы произойти ужесточение?

– В части самоизоляции, ограничений, в плане самоконтроля и т. д. То есть все те меры, которые предлагаются сейчас, они эффективны, я подчеркиваю. Потому что, если бы их не было, была бы огромная беда.

– В подобных кризисных ситуациях, очевидно, государство и общество должны действовать в унисон. Как бы вы прокомментировали степень сознательности, проявленную российскими гражданами?

– Я думаю, что до людей в значительной степени дошло понимание угрозы, и степень сознательности у нас растет постоянно. Это тоже важная вещь – культура поведения, когда люди должны думать не только о себе, но и о своих близких, семье, сослуживцах, соседях и т. д. Поэтому я могу, конечно, сказать, что степень сознательности, которая была в начале всей эпидемии и сегодня, несопоставима. Я не могу сказать, что эта степень стопроцентная, но то, что она достаточно высокая по сравнению с тем, что было в начале, – это хорошо, это результат работы разъяснительных мер.

Многие поняли, многие увидели на примере своих заболевших знакомых, и, конечно, это правильно. Я еще раз повторяю, это тест на зрелость нашего гражданского общества, сознательность, наше внимание и заботу друг о друге.

– В последнее время в нескольких регионах России был введен обязательный масочный режим. При этом из-за многочисленных расследований СМИ многие россияне до сих пор сомневаются в их эффективности и пользе. Как бы вы могли оценить данную меру?

– Масочный режим – это еще один способ сформировать определенную зону ответственности людей, дисциплинировать человека, так как он понимает, что он в маске, а значит, ему надо сохранять социальную дистанцию. Поэтому рассуждать на тему того, эффективно это или неэффективно, достаточно странно. Понятно, что если вы войдете в очаг зараженности, то, конечно, маски должны иметь определенный уровень защиты, чтобы обезопасить вас от угрозы.

Но даже несмотря на то, что это, с одной стороны, дисциплинирующая мера, с другой стороны, она обладает определенной эффективностью: быть в маске все же лучше, чем без нее. И в этом случае необходимо помнить, что маску надо регулярно менять, правильно ее носить.

– Многие эксперты предсказывают вторую волну пандемии на осень 2020 года. Не могли бы вы объяснить, почему эта история может повторится в том числе в РФ?

– По поводу второй волны, сроков окончания этой пандемии существует очень много мнений, в том числе среди эпидемиологов. Есть определенные эпидемиологические статистические разработки, которые предсказывают нам сроки окончания этой эпидемии. И я не считаю нужным в этой ситуации кого-либо комментировать. То же самое касается второй волны.

Да, мы живем в период мировой инфекции, вирусов. И меры, которые были приняты государством, эффективны, сознательность людей растет, поэтому с чем бы дальше мы ни столкнулись, это будет экзаменом для гражданского общества и власти, для людей и медицины.

– Какой, на ваш взгляд, самый главный итог по прошествии двух месяцев борьбы с распространением COVID-19 в России?

– Самое главное, что нам удалось вывести заболеваемость на такую достаточно спокойную синусоиду. У нас не было таких резких всплесков заражений – как мы это наблюдали в Европе и США – именно благодаря тем мерам, которые были приняты. Да, мы медленно набираем, да, мы, может быть, медленно будем спускаться с этого плато, но во всяком случае тем самым мы сохраняем тысячи жизней. И смертность у нас, в общем-то, по сравнению с Европой и Америкой низкая.

На мой взгляд, ситуация находится под контролем и со стороны государства, и со стороны гражданского общества. И мы как представители общественности, волонтеры должны людям разъяснять, что лучше потерпеть еще лишний месяц в том или ином режиме, чем потерять себя или близких. Абсолютно все должны понимать степень ответственности точно так же, как понимали свою ответственность наши предшественники в период сложных испытаний страны.

Люди должны быть сознательны, а мы должны им в этом помогать, разъясняя и предлагая соответствующие модели поведения. Это тест не только для нашей медицины, но и для всей страны. Мы его пока проходим достойно. Будем надеяться, что мы и выйдем из него благополучно. Надо потерпеть.