13.08.2020

Реестр НКО: ускорить развитие третьего сектора, сделать его прозрачным

В Общественной палате РФ 11 августа прошли общественные слушания по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О реестре некоммерческих организаций». Проектом постановления предполагается определить порядок ведения реестра некоммерческих организаций.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных (СО) НКО Елена Тополева-Солдунова напомнила, что в период пандемии Минэкономразвития России было создано два реестра некоммерческих организаций, претендующих на меры государственной поддержки, теперь эти реестры будут объединены в один. Общественница уточнила, что большая часть этих мер поддержки носила краткосрочный характер, но одна из них не ограничена сроками: речь идет о налоговом вычете для бизнеса, который жертвует средства некоммерческим организациям.

«Нам важно понять, кто будет получать эти меры поддержки, кто будет эту историю контролировать, каким образом мы будем уверены, что столь ценная и долгожданная мера поддержки никак и никем не будет скомпрометирована, как сделать так, чтобы все подотчетные, прозрачные и общественно-полезные организации смогли ею воспользоваться, как эта история будет развиваться», – пояснила она.

Елена Тополева-Солдунова отметила, что до сих пор у СО НКО не было единой выверенной базы, как, например, у малого и среднего бизнеса, а такая база необходима:

«Станет ли созданный Минэкономразвития России реестр получателей мер поддержки в перспективе трансформироваться в единый реестр НКО или в него будут входить только те организации, которые претендуют на какие-либо меры поддержки – много вопросов, на которые хочется найти ответы».

13

Она также подчеркнула, что слушания по порядку ведения реестра некоммерческих организаций, претендующих на дополнительные меры поддержки, проходят по поручению Президента РФ, которое он озвучил на встрече с новым седьмым составом Общественной палаты РФ.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Наталья Кирюхина считает, что обсуждение положения о порядке ведения реестра некоммерческих организаций – это понимание того, что социальные проблемы являются приоритетными, и государство намерено их решать вместе с НКО, для которых создается максимально благоприятная среда.

«НКО быстрее могут реагировать на изменения в обществе, могут, например, проводить пилотные проекты, тиражировать лучшие практики и т. д. Чтобы этот механизм заработал, государство, НКО, сами люди, должны делать шаги навстречу друг другу. Программы поддержки НКО и новый реестр – шаг в этом направлении», – утверждает она.

Наталья Кирюхина обратила внимание на то, что в преамбуле обсуждаемого документа необходимо раскрыть само понятие реестра, его цели и задачи, критерии попадания в него, оператора и т. д. Это автоматически ответит на многие вопросы, считает член ОП РФ.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе Александр Ткаченко уверен, что формирование реестра – это решение, которое изменит ситуацию в секторе в лучшую сторону, сделает его более прозрачным и ускорит развитие некоммерческих, благотворительных и общественных организаций. В то же время он отметил, что в документе ни слова не говорится о его информационном сопровождении.

«Необходимо продумать программу информирования третьего сектора, сделать реестр понятным, доступным для маленьких, простых НКО, иначе они никогда не смогут воспользоваться этими льготами. Информирование НКО должно стать общей задачей для Общественной палаты РФ – я бы предложил включить вопрос разъяснения реестра в наши региональные мероприятия. Фонд президентских грантов мог бы включать эту тему в свои образовательные программы для НКО. Минэкономразвития должен выступить в роли координатора этой деятельности, как тот, кто этот реестр создает», – предложил он.

Александр Ткаченко указал, что в проекте постановления религиозные организации выделяются в отдельную категорию, что, по его мнению, неправильно, ведь они ведут такую же социальную работу, как и все остальные НКО.

Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, ответила на замечания экспертов, в частности согласилась, что религиозные организации действительно не стоит выделять в отдельную категорию. Что касается наделения ведомства полномочиями оператора реестра, по ее словам, еще нет точного понимания, будет ли это Минэкономразвития России или ФНС России. Особое внимание чиновница уделила порядку формирования реестра, выразив опасения, что посчитать все некоммерческие организации будет не так просто.

«По данным ФНС, который видит все юрлица, НКО вообще более 400 тысяч. Этим реестром получателей преференций мы все равно сектор не измерим. Проблема остается серьезной, я очень хочу, чтобы у нас было понимание, сколько организаций, какие из них рабочие, как они платят налоги, сколько у них работников. Но этим реестром мы эту проблему не решим», – утверждает она.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе Елизавета Олескина считает, что в любом случае реестр – большой шаг вперед к осознанию объема третьего сектора.

«Очевидно, что в этом реестре есть определенные тренды. Он позволяет увидеть специфику организаций, точки роста сектора – в каких направлениях организации больше или меньше развиты. Он дает посмотреть ситуацию по регионам», – отметила она.

Елизавета Олескина рассказала, что многие НКО высказывают опасения по поводу некой «закрытости» или «элитарности» реестра, на ее взгляд, ситуация противоположная: список открытый, есть абсолютно понятный механизм входа и выхода:

«Это принципиальная попытка учесть всех, подхватить всех с возможностью корректировки. Важно сделать так, чтобы эта информация была доступна и в регионах».

Ольга Зенюкова, начальник отдела по связям с государственными структурами фонда «Подари жизнь», отметила, что все ждут разъяснений ФНС России о том, как благотворители могут воспользоваться одной из самых важных мер поддержки – получить налоговый вычет в пределах одного процента выручки и суммы пожертвований НКО, наиболее пострадавшим от распространения коронавируса.

«Очень важна и преемственность тех реестров, которые действуют сейчас, и того реестра, который будет создан. Юридические лица уже жертвуют, они получают право на льготы, надо, чтобы при создании нового реестра они это право не потеряли. Кроме того, хотелось бы, чтобы перечень оснований для исключения из реестра был исчерпывающим, сейчас он открыт, что вызывает определенные вопросы и риски. Также хотелось бы избежать возможных технических ошибок», – подчеркнула она.

Исполнительный директор благотворительного собрания «Все вместе» Кира Смирнова считает, что реестр должен стать не только полезным инструментом отбора НКО, но и механизмом повышения прозрачности их деятельности.

«Важно, как будет представлен интерфейс этого реестра, насколько он будет доступен для обычного человека, зашедшего на этот ресурс, чтобы посмотреть информацию об организации. Примеры удачной реализации таких реестров уже есть в других странах, – рассказала она. – Если мы говорим об инструменте, который позволит повысить прозрачность организации, то было бы здорово доработать туда простые дополнительные функции, чтобы организации раскрывали информацию о себе на этом ресурсе».

Реестр – это серьезный и мощный инструмент развития СО НКО, своеобразная система координат для государства, общества, СО НКО, которая позволит им сблизиться, подчеркнул член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Игорь Галл-Савальский.

«За время пандемии произошло определенное просеивание сектора, выявились рабочие и неработающие организации. Очень важно, что власть в какой-то момент увидела, что среди СО НКО есть организации, которые ей так нужны. Мы очень много говорили о необходимости поддержки НКО, но раньше были только намерения и рекомендации», – сказал он.

Игорь Галл-Савальский настаивает, что необходим четкий учет и анализ того, насколько эффективно использованы средства, которые выделены НКО в рамках государственной поддержки, – если сделать этот механизм понятным и управляемым, то он станет и эффективным.

Ольга Сидорова, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, призвала обратить особое внимание на организации, которые оказывают общественно полезные услуги:

«Поставщикам услуг, которые сейчас в форме НКО начнут работать, необходимо понести серьезные затраты, чтобы покупать необходимые средства защиты, дезинфекции, потом что являясь поставщиком общественно полезных услуг, они их оказывают большому кругу людей. Мы так долго шли к тому, чтобы определить статус НКО-поставщиков, но при этом никаких приоритетов от государства они не получили. В перспективе я очень надеюсь, что, как только мы получим понятие статуса НКО, вошедшей в единый реестр на федеральном уровне, у нас и появятся новые меры государственной поддержки на всех уровнях власти в зависимости от направления деятельности НКО».

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Владислав Корочкин обратился к представителям ФНС России и Минэкономразвития России с просьбой рассмотреть возможность учесть в рассматриваемом постановлении предприятия малого и среднего бизнеса, которые тоже оказывают помощь НКО. В условиях пандемии у большинства из них снизилась прибыль, но желание помогать осталось. Логично поддержать их определенными льготами.