Каким должно быть экологическое образование?
В Общественной палате РФ 13 августа прошел круглый стол «Социальное партнерство в содействии развитию системы экологического образования и просвещения в России».
По итогам встречи Президента РФ Владимира Путина 5 июня с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных, Минпросвещения России поручено представить предложения по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в части, касающейся улучшения условий для их реализации. Участники круглого стола обсудили и выработали рекомендации как по теме выполнения данного поручения, так и в целом по формированию и развитию государственной системы непрерывного общего экологического образования.
Елена Шаройкина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, рассказала, что приняла участие в первом заседании единого штаба по решению вопросов ликвидации накопленного вреда «Усольехимпрома», которое состоялось 11 августа в городе Усолье-Сибирском Иркутской области, и отметила четкое взаимодействие всех заинтересованных ведомств при развертывании работы по локализации очага загрязнения.
«Почему последние 10–20 лет этим никто не занимался? Если бы система экологического образования в стране начала работать 20 лет назад, наш мир уже был бы немножко другим. Почему только когда Президент лично взял ситуацию на контроль и поставил сжатые сроки, все заработало?», – говорит она.
«В вопросе экологического образования Президент поставил Минпросвещения конкретную цель. Доложить надо уже в конце августа. Сейчас все этим занимаются, тем более что опыт накоплен огромный. Совершенно непонятно, почему пока ничего не происходило. Но я верю, что все вместе мы сможем ситуацию изменить, и очень оптимистично отношусь к нашей встрече», – сказала Елена Шаройкина.
Количество гостей и экспертов на круглом столе подтверждает актуальность вынесенной на обсуждение темы, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.
«Рада буду услышать от вас, что вы считаете правильным делать в школе и других образовательных учреждениях. Как профильная комиссия мы будем содействовать тому, чтобы распространять и внедрять лучшие практики в систему общего и профессионального образования. В свете принятых во втором чтении поправок к закону “Об образовании” в части воспитания, на мой взгляд, сегодня как никогда актуально увидеть те форматы, в которых можно было бы осуществлять воспитание в области экологии. Мы все понимаем, что это один из острых вызовов, который стоит перед всем миром», – подчеркнула она.
Елена Смирнова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России, напомнила, что в ноябре прошлого года Совет по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил обновленные стандарты начального и основного общего образования, вслед за которыми будут разработаны примерные образовательные программы, в которые войдет и экологическое просвещение.
«Проекты ФГОС, безусловно, направлены и на обеспечение экологического воспитания и культуры подрастающего поколения. Осознание ими глобального характера экологических проблем, активного неприятия действий, наносящих вред экологии», – сказала чиновница.
Она также отметила, что в рекомендациях ведомства регионам в этом году акцент делается на включение в программы воспитания экологической составляющей.
Ольга Прудникова, директор Департамента управления делами и кадровой политики Минприроды России, обратила внимание на то, что во многих регионах уже разработаны концепции и стратегии экологического просвещения, но единого федерального документа, который бы регламентировал само понятие «экологическое просвещение», нет. Необходимо также понять, считает она, в чем разница между экологическим просвещением и экологическим образованием.
Председатель Научного совета по проблемам экологического образования РАО Анатолий Захлебный напомнил, что социальное партнерство – одно из важных условий реализации поручения Президента. Рассуждая о целях и задачах экологического образования, он отметил, что современное экологическое образование в стране стоит на уровне естественнонаучного знания, а гуманистический элемент в нем представлен незначительно, тогда как именно гуманистическая направленность должна стать его центральным звеном.
Анатолий Захлебный обратил внимание на то, что в области экологического образования отсутствует единый понятийно-теоретический аппарат. Эксперт рассказал, что в настоящее время ведется работа над педагогическим глоссарием по экологическому образованию и школьным экологическим словарем для обучающихся. Среди его рекомендаций по формированию и развитию государственной системы непрерывного общего экологического образования – создание концепции непрерывного экологического образования и разработка ее дорожной карты.
Вера Струкова, заместитель руководителя Московского городского управления природными территориями, считает, что экологическое просвещение и экологическое образование – это два неразделимых понятия и непрерывный процесс, который должен начинаться в детском саду, проходить через младшую, среднюю и старшую школу и продолжаться в вузах.
«Только тогда мы получим экологически ориентированных взрослых», – убеждена она.
Обладать полным набором экологических знаний гражданам необязательно, говорить надо о формировании экологической культуры, убежден председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак, который рассказал об одной из технологий, которая может стать инструментом формирования экологической культуры и использоваться в течение всего процесса 11-летнего школьного обучения.
«Это учебно-методический комплекс “Экологические капельки”. Это комплекс заданий, задач и упражнений для каждого урока, каждого предмета, который имеет форму текущей темы урока, но при этом методологическое содержание в области экологии. Считаю, что подобные подходы могут быть достаточно эффективны», – настаивает он.
Эксперты также обратили внимание на важность формирования экологического самосознания не только у подрастающего поколения и взрослых граждан, но и у общественных организаций, власти и бизнеса. Среди их предложений – дополнение ФГОС вопросами изменения климата и адаптации к этим переменам; обязательное изучение в старшей школе предмета «Экология»; привлечение к системе подготовки педагогических работников в сфере экологии специалистов особо охраняемых природных территорий, ученых, педагогов, экологов-практиков, а также изучение зарубежного опыта в сфере экологического образования; создание федерального методического центра по экологическому образованию с постоянно действующей системой консультирования и курсами повышения квалификации для педагогов и многое другое.