Вузы России на удаленке: уроки пандемии
В Общественной палате России по инициативе Комиссии по развитию высшего образования и науки состоялась конференция «Организация учебного процесса в условиях пандемии: опыт вузов».
Модератором встречи выступил член Комиссии ОП РФ, декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян.
Об опыте организации учебного процесса в условиях пандемии в Высшей школе экономики за 2020 год рассказал проректор НИУ ВШЭ, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук, к.э.н. Сергей Рощин.
В качестве ключевых факторов быстрого перехода на онлайн-обучение спикер назвал техническую готовность, отлаженные бизнес-процессы администрирования учебного процесса и готовность создавать и корректировать локальные нормативные акты в диалоге с академическим и студенческим сообществом.
Он также сообщил, что в НИУ ВШЭ действует накопительная система оценивания успеваемости студентов, когда финальная оценка зависит не столько от результатов сессии, сколько от множества оценок, полученных в процессе обучения. Это, по словам Сергея Рощина, позволяет существенно снизить риски недобросовестного поведения студентов на экзамене.
В качестве технических вопросов, которые пришлось оперативно решить, Сергей Рощин отметил обеспечение нуждающихся студентов и преподавателей соответствующей техникой, закупку аккаунтов Zoom для преподавателей и облачных хранилищ, организацию пула цифровых ассистентов из числа студентов.
«Дистанционное обучение – это не заочное обучение. Все зависит от плотности контакта, диалога. Мы уделили внимание не только организации занятий в дистанционном формате, но и проведению консультаций. Практика показала, что такая система стала важнейшей компонентой организации качественного учебного процесса и компенсировала невозможность общаться непосредственного в аудитории», – сообщил Сергей Рощин.
Председатель совета директоров вузов России, член-корреспондент РАО, президент Южного федерального университета Марина Боровская в свою очередь отметила, что при переходе на дистанционное обучение преподаватели столкнулись с такими трудностями, как методическая неготовность, технические сложности при установке соответствующих программ, недостаточный уровень компьютерной грамотности, отсутствие учебно-методической базы (электронные учебники, презентации, видеопрограммы), физическая усталость от постоянной работы с компьютером.
Спикер также рассказала об опыте создания веб-лабораторий.
«Мы применяем смешанную форму обучения. У нас есть молодые коллеги, которые работают в аудиториях по целому ряду лабораторных проектов. При этом многие преподаватели оборудовали свои домашние веб-лаборатории и готовы записывать лекции. Сегодня мы предлагаем коллегам записывать свои лекции в стенах университета и предоставлять их студентам. Ранее таких лабораторий было всего по две-три у каждого вуза, сегодня мы расширяем этот аспект», – пояснила она.
Заместитель заведующего по учебной работе кафедры сравнительной политологии РУДН доцент Дарья Казаринова рассказала о том, как в условиях пандемии организована работа с иностранными студентами.
«Весной прошлого года мы не пошли по пути расселения общежитий и не отправляли студентов домой. У нас в институте учатся студенты из стран, где уровень жизни гораздо ниже, чем в России, и мы хотели, чтобы они остались и в случае необходимости могли получить в кампусе медицинскую помощь более высокого уровня», – сообщила она.
Дарья Казаринова пояснила, что университет достаточно быстро перешел на систему дистанционного обучения, и сейчас в нем применяется система ТУИС, которую успешно освоили и российские, и иностранные студенты.
В свою очередь Генри Сардарян заявил, что дистанционный формат обучения, безусловно, важен как экстренная мера, позволяющая избежать прерывания учебного процесса, и в нынешних условиях является практически безальтернативным. При этом, по мнению эксперта, его повсеместное внедрение в качестве замены очного обучения в корне неверно.
«Мы не только передаем знания, но и несем воспитательную функцию. Важнейшей частью учебы является социализация и командная работа. Во время пандемии мы в МГИМО проводили самые разные мероприятия, встречи с успешными лидерами в различных сферах, вплоть до дистанционного КВН. Однако мы очень беспокоились, что студенты первого курса, проучившись очно совсем недолго, вынуждены были смотреть на своих однокурсников и профессоров через телефоны и планшеты. Поэтому сейчас очень большое внимание уделяется тому, чтобы суметь сохранить очный формат обучения», – отметил он.