Дороги будущего: проблемы развития магистральной инфраструктуры
В Общественной палате РФ прошло заседание Координационного совета по национальным проектам и народосбережению, созданного в целях исполнения поручений по корректировке и общественному контролю национальных проектов и поддержке гражданских инициатив, данных Президентом России ОП РФ.
Темой обсуждения стали комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В заседании координационного совета принял участие помощник Президента РФ Дмитрий Калимулин.
Замсекретаря Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Александр Галушка напомнил, что в послании 2020 года Владимир Путин назвал народосбережение высшим национальным приоритетом, и каждый новый закон, государственная программа должны оцениваться с точки зрения этого высшего национального приоритета. По поручению Президента Общественная палата РФ обеспечивает поддержку гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан, в том числе в области общественной инфраструктуры.
Александр Галушка уточнил, что при оценке результатов всех нацпроектов применяются такие показатели индекса народосбережения, как увеличение количества населения, качество человеческого потенциала и жизни граждан. В разделе «Качество жизни» отдельный блок – это транспортная инфраструктура. Среди 10 показателей, касающихся этого аспекта, – доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, транспортный коэффициент Энгеля, увязывающий протяженность дорог с площадью региона и численностью населения, пассажирооборот по маршрутам регулярных перевозок, а также социологические показатели удовлетворенности людей.
Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов отметил, что за два года реализации комплексного плана достигнуты определенные успехи, в том числе введен в эксплуатацию ряд общественно значимых объектов транспортной инфраструктуры, например транспортно-логистический центр «Белый Раст», способствующий развитию контейнерного грузопотока в Московском регионе, 156,6 километра автодорог к морским портам, 1078,7 километра автодорог на магистральных направлениях и три взлетно-посадочные полосы в Норильске, Хабаровске и Саратове.
Валерий Богомолов назвал факторы, негативно влияющие на эффективность реализации комплексного плана. Во-первых, говорит он, не создана в полном объеме нормативно-методическая база, необходимая для синхронизации комплексного плана с региональными проектами. Во-вторых, не достигнут ряд целевых показателей, установленных на 2020 год, в том числе не выполнено более 20 контрольных точек федерального проекта. В-третьих, на низком уровне осуществляется бюджетное финансирование работ по развитию транспортной инфраструктуры.
Аудитор Счетной палаты также рассказал, что нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году охватил 83 субъекта РФ, 104 городские агломерации. Дорожные работы осуществлялись более чем на семи тысячах объектов, 16 тысяч километров дорог было доведено до нормативного состояния. По итогам 2020 года, показатели нацпроекта в целом достигнуты, однако в 33 регионах не решена задача по сокращению количества погибших в ДТП. В отдельных регионах наблюдается рост количества мест концентрации ДТП по отношению к 2017 году, а также не выполнен ряд мероприятий региональных проектов.
Валерий Богомолов обратил внимание на проблему переформатирования нацпроекта: в новом паспорте не предусмотрены мероприятия по снижению количества мест концентрации ДТП и снижению количества дорог, работающих в режиме перегрузки, мероприятия информационного моделирования. Рекомендации Счетной платы РФ по корректировке нацпроекта были направлены в Минтранс России, подчеркнул он, и часть из них уже реализована.
«Между Счетной палатой РФ, Минтрансом России, Росавтодором и Минэнерго России налажены партнерские взаимоотношения по вопросам реализации комплексного плана. Надеюсь, что наши рекомендации помогут ответственным министерствам в решении непростой задачи создания и функционирования магистральной инфраструктуры и удовлетворения потребностей населения, что является нашей основной задачей», – заявил Валерий Богомолов.
По мнению заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Артура Ниязметова, содержание комплексного плана не вполне соответствует названию.
«Мне кажется, нужно смотреть всю рамку целиком, начиная от магистральной инфраструктуры и наших ресурсов и заканчивая конкретными потребителем: что это даст людям? План должен быть не про то, как потратить бюджетные деньги, но и про то, как деньги заработать», – подчеркнул он.
Артур Ниязметов рассказал о том, как в ЦФО реализуется единый план привлечения инвестиций. Главный вывод эксперта – большинству новых проектов нужна новая инфраструктура, средств на которую всегда не хватает. Но есть механизмы, которые помогают увязать частные инвестиции с тем, что может дать государство для развития инфраструктуры, например использование механизма TIF – финансирование за счет будущих налогов, который в настоящее время не развивается из-за искусственных ограничений. Решением, считает Артур Ниязметов, могут стать инвестиционные бюджетные кредиты и инфраструктурные налоговые вычеты, целевые проектные эмиссии и вечные облигации государства под комплексный план, согласование планов госкомпаний с национальными целями.
На необходимость опережающего развития инфраструктуры обратил внимание эксперт Общественной палаты РФ Дмитрий Белоусов.
«Мы вступили в битву за транзитные грузопотоки, в том числе между Транссибом и морскими путями. Мы ее можем выиграть, если поезда будут двигаться достаточно быстро, т. е. контейнер будет попадать в Европу из Шанхая быстрее, чем морским путем», – пояснил он.
По мнению эксперта, это автоматически требует, чтобы весь набор железнодорожной инфраструктуры развивался, более того, необходима интеграция развития железнодорожных и телекоммуникационных путей.
Для граждан важна логистическая доступность, новые дороги и транспортные узлы, доступность региональных перевозок, их безопасность и комфорт, экономический эффект, в том числе новые рабочие места, поделилась результатами опроса граждан Надежда Лобачева, руководитель дирекции АНО при Правительстве РФ «Национальные приоритеты». Что касается нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то граждане высоко оценивают проведение качественных ремонтных работ (уход от ямочного ремонта), установку барьерных ограждений и инфраструктуры, обеспечивающей безопасность движения, снижение статистики аварийности, смертности и травматизма и повышение культуры вождения в целом.
Железная дорога сегодня не справляется с функцией перевозить больше, быстрее и с высокой нагрузкой, считает эксперт Общественной палаты РФ Валерий Бодренков. То же самое, по его мнению, происходит с автомобильными дорогами, на которых с апреля по сентябрь действует ограничение на перевозку крупногабаритных грузов.
«Вместо того, чтобы строить качественные дроги, которые будут выдерживать повышенные нагрузки, мы говорим: “Нет, давайте возить легче”. Но при этом мы строим автомобили с высокой грузоподъемностью, мы покупаем транспортные средства за границей и загружаем их на 50 процентов в летний период», – сказал он.
Необходимыми условиями развития инфраструктуры для всех видов транспорта эксперт называл опережающее создание инфраструктуры, долгосрочное планирование, контракты жизненного цикла, ценообразование с учетом стоимости жизненного цикла, привлечение частных инвестиций, внедрение доступных технологий, эффективные механизмы финансирования. Валерий Бодренков выразил уверенность в том, что государству необходимо организационно и законодательно сформировать прозрачные механизмы для привлечения частного бизнеса в качестве инвестора инфраструктурных проектов и населения, которое готово приобретать государственные облигации.
Активное участие в обсуждении принял заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Вахруков, который отметил особую важность работы, направленную на совершенствование подходов при реализации национальных проектов и народосбережения. Большинство граждан хотят видеть быстрые, реальные результаты: ямочный ремонт, благоустройство и т. д., отметил он, но эти важные для граждан текущие задачи не имеют никакого отношения к задачам стратегическим. По его мнению, стратегические задачи развития страны, а это в первую очередь стратегия нацбезопасности и стратегия социально-экономического развития, должны быть увязаны друг с другом.
Обсуждаемые нацпроекты тоже обеспечивают развитие и безопасность страны, отметил Сергей Вахруков.
«Совет безопасности готов рассмотреть совместно основные национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, цели, по которым будет развиваться страна, а в дальнейшем – обеспечение всех этих целей в отраслевых и региональных документах стратегического планирования и реализацию их на местном уровне», – добавил он.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло убежден, что оценивать все без исключения нацпроекты надо без отрыва от ключевого для страны нацпроекта «Демография».
«Вопрос расселения крупных городов тоже во многом коррелируется с этим нацпроектом. Необходимо проанализировать, можем ли мы за счет обеспечения инфраструктурой мотивировать людей. Надо проанализировать перечень профессий, которые сегодня с учетом технологий могут работать дистанционно. Проанализировать, какое количество медицинских, образовательных, культурных услуг необходимо предоставить. Нужна логистика, которая вписывается в нацпроект номер один по демографии», – подчеркнул спикер.
Из 57,3 тысячи километров дорог федерального значения только 87,4 процента отвечает нормативным требованиям, из 508,2 тысячи километров дорог регионального значения таким требованиям отвечает 44,2 процента дорог, из 976,7 тысячи километров дорог местного значения нормам соответствует 52 процента дорожного полота, рассказал заведующий кафедрой строительства и эксплуатация дорог МАДИ Виктор Ушаков. Причина – их низкая прочность и несущая способность.
«Главгосэкспертиза России не пропускает многие инновационные технологии, новые материалы, конструкции, потому что в сметных нормативах их нет, а значит, и нет применения. На наш взгляд, одной из перспективных технологий является применение цементобетонных конструктивных слоев дорожных одежд, как во многих зарубежных странах. Сегодня у нас строится менее одного процента таких дорог, хотя есть примеры, когда они служат более 30–40 лет», – пояснил эксперт.
Цементобетонное покрытие не только увеличивает срок службы и несущую способность автодорог, но и обеспечивает более высокую безопасность дорожного движения, в том числе в ночное время. Поэтому Минтрансу России необходимо предусмотреть в проекте Транспортной стратегии России до 2035 года строительство дорог из цементобетона, сказал Виктор Ушаков.
Депутат Государственной Думы Российской Федерации Павел Дорохин предложил обсудить «торможение» исполнения Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года в части развития строительства цементобетонных дорог. По мнению депутата, отсутствие мер по практическому исполнению мероприятий правительственной Стратегии связано с более чем «осторожным» отношением к дорогам с ЦБП со стороны основных исполнителей – руководства и чиновников Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства.
«Изменить их позицию можно только широким обсуждением существующих проблем, связанных с внедрением инновационных технологий строительства дорог и эффективных дорожно-строительных материалов, в том числе цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд», – убежден Павел Дорохин.
Росавтодор и Минтранс России никогда не были противниками применения цементобетона, вопросы есть к соблюдению технологии организации производственных работ, не согласился с выступающим заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
«С точки зрения стратегического планирования, мы на сегодняшний день завершаем формирование опорной сети автомобильных дорог в РФ. Это программа с перспективами развития и основными мероприятиями до 2035 года», – заявил он.
«Ваша работа – создавать условия для внедрения этой технологии. Этим вы должны заниматься как государственный деятель!» – возразил Александр Галушка.
С некачественными дорогами сталкивается большинство граждан в повседневной жизни, заметил заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб. Он удивился тому, что никто не отвечает за строительство этих некачественных дорог. Необходимо усилить общественный контроль за реализацией обсуждаемых нацпроектов, сказал он.
Подводя итоги мероприятия, Александр Галушка отметил, что большинство экспертов рассматривало инфраструктуру и как драйвер экономического развития страны, и как слагаемое, без которого это развитие невозможно обеспечить.
«Именно поэтому она имеет такое узловое значение», – сделал вывод модератор.
Фото: Смоленскавтодор