09.06.2021

Ценности современной молодежи и технологический подход к работе с ней

7 июня состоялся вебинар рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по реализации всероссийского проекта «Эстафета поколений». Основная тема обсуждения была обозначена как «Технологический подход: запросы молодежи в наставнической деятельности».

Руководителем рабочей группы является первый заместитель Секретаря ОП РФ, координатор всероссийского проекта «Эстафета поколений» Герой России Вячеслав Бочаров.

Открывая дискуссию, руководитель проекта «Эстафета поколений» Александра Ванюкова напомнила, что в планах проекта до конца текущего учебного года проведение двух важных мероприятий:

«18 июня команда проекта проводит образовательный семинар для ветеранов в городе-герое Севастополе. А 24–25 июня пройдет первый слет ветеранских организаций городов трудовой доблести и тыловых регионов нашей страны, в рамках данного слета пройдет торжественная церемония награждения лидеров проекта по итогам работы в 2020 году».

Основным докладчиком вебинара выступил Артак Айвазян, кандидат политических наук, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), эксперт ФАДМ «Росмолодежь».

Он отметил, что в наставнической деятельности можно наблюдать за процессами взросления подрастающего поколения, динамикой изменения познавательных процессов, особенностями молодежи. В то же время необходимо корректировать свое отношение к педагогической и наставнической деятельности с учетом изменений в стране и мире и исходя из того, в какой именно аудитории ведется работа.

Артак Айвазян назвал отличия технологического и не технологического подходов, а также объяснил, на какие аспекты важно обращать внимание во время работы: «Разница между технологическим и нетехнологическим подходами заключается в том, что, применяя какую-либо технологию, мы получаем результат, какой-либо продукт. Работая с молодежью, мы тоже ориентируемся на результат, который обязательно должен быть измеримым. Например, занимаясь патриотическим воспитанием, мы ставим целью не просто проведение какого-то мероприятия, а формирование патриота. Вся методологическая база государственной молодежной политики и политики в области образования и наставничества ориентирована на технологический подход, на качественные измеримые изменения объекта работы. Это делается для того, чтобы наша деятельность была эффективна».

Артак Айвазян отметил, что современная молодежь делиться минимум на два поколения: Y (1984–2000 гг.) и Z (с 2000 г.). Каждое поколение имеет свои особенности.

«Работая с молодежью, мы должны понимать, с какой категорией мы работаем, и здесь важна не только возрастная характеристика. Различают учащуюся молодежь, студенческую, работающую, субкультуры, молодую семью, девиантную молодежь. И внутри каждой категории есть свои подгруппы», – подчеркнул спикер.

Эксперт привел результаты различных исследований молодежи, где подробно рассказал о ее ценностях, приоритетах, интересах, стремлениях, политических взглядах, отношении молодых людей к международным организациям и политическим партиям.

«Молодежь лучше воспринимает краткую информацию, которая должна сопровождаться наглядностью. Много времени проводит “с пальцем на кнопке”. Не имеет долгосрочных трендов. Индивидуализм – приоритет для молодежи. Не воспринимает взрослых как безусловный авторитет. Установка на гедонизм и саморазвитие. Гендерное равенство. Ориентация на достижения в краткосрочной перспективе», – рассказал Артак Айвазян.

Он перечислил страхи молодежи и механизмы борьбы с ними: «Молодые люди сегодня бояться разочаровать родителей, одиночества, “обычной” жизни, необратимого выбора. Для работы с подрастающим поколением важно учитывать эти особенности и делать ставку на ценности молодежи, помогать ей справляться со страхами и достигать позитивных результатов».

Артак Айвазян представил варианты направлений работы с молодежью, учитывая ее запросы и ценности, – это патриотическое воспитание, наставничество в социализации (офлайн), наставничество в карьерном росте, трудовое воспитание, воспитание коллективизма, наставничество в формировании политической культуры.

В завершение вебинара участники обсудили вопросы формирования образа героя в молодежной среде и важность создания здоровой атмосферы, пресечения пропаганды насилия, алкогольной и наркотической зависимости и других негативных явлений.