14.06.2021

«Закупки – это кровеносная система нашей экономики» – Вадим Ковалев

На площадке Общественной палаты России прошел круглый стол, посвященный стратегии развития системы закупок в нашей стране «Закупки 2030. Модели трансформации». Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, а также аналитический центр «Интерфакс-ProЗакупки» и Ассоциация менеджеров России.

Открывая заседание, с приветственным словом выступил Вадим Ковалев, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России.

«Наша комиссия продолжает последовательную работу в направлении совершенствования института закупок. Минувший год насытил нашу жизнь и речь медицинскими терминами, и если следовать этому тренду, то закупки – это кровеносная система нашей экономики, и любые тромбы подобны смерти. Важность темы подчеркивает еще и то, что она отдельно была упомянута Президентом в ходе Петербургского международного экономического форума. В частности, глава государства поручил правительству обратить внимание на то, чтобы закупки для госнужд преимущественно осуществлялись у российских производителей с соблюдением норм конкуренции. Также Владимир Владимирович поручил сократить предельные сроки оплаты за поставки товаров в рамках закупок с 30 до 15 дней, а для малого бизнеса и социально ориентированных НКО – с 15 до семи дней», – отметил общественник.

Он рассказал, что работа над этой темой продолжается также в рамках деятельности Ассоциации менеджеров, в частности, в 2021 году впервые был введен функционал «Директор по закупкам» в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров», который ежегодно готовится совместно с издательским домом «Коммерсант».

«Кроме того, мы приняли решение о создании комитета по закупкам на базе Ассоциации менеджеров. Надеюсь, что данные действия будут способствовать дальнейшему развитию профессионального сообщества в сфере закупок. Все это в целом важно для понимания тематики и для конструктивного диалога с органами власти», – подчеркнул Вадим Ковалев.

Руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки», генеральный директор некоммерческого партнерства «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский отметил, что цель мероприятия – рассмотреть и оценить концепции и модели трансформации сложившейся системы регламентированных закупок (государственных, муниципальных и закупок госкомпаний) в национальную систему торгово-закупочной деятельности нового поколения.

Эксперт напомнил, что Счетной палатой, правительством, иными органами и лицами неоднократно отмечалась сложность и нестабильность законодательства о закупках, направленность на процедуры, а не на достижение результатов и должного качества товаров, работ и услуг. Потребность в трансформации системы закупок была зафиксирована в резолюции круглого стола «Закупки 2030», проведенного Общественной палатой РФ 1 октября 2020 года.

Первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Шамрин рассказал о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и высказал свои предложения по его реформированию.

По словам эксперта, на сегодняшний день расходы на госзакупки достигают трети от ВВП страны (около 27 процентов). В 2020 году избыточные расходы госзаказчиков на проведение несостоявшихся закупок составили 5,5 миллиарда рублей. По оценке ВШЭ, транзакционные издержки заказчиков на организацию и проведение несостоявшихся конкурентных процедур закупки составили в прошлом году 9,2 миллиарда рублей, что несколько ниже аналогичного показателя 2019 года – 11,1 миллиарда. По результатам большинства несостоявшихся закупок были заключены госконтракты.

«Другими словами, по факту проводились закупки у единственного поставщика, которые обходятся заказчикам почти в два раза дешевле. По нашему мнению, возможные транзакционные издержки заказчиков на проведение несостоявшихся закупок, если бы они официально проводились в виде закупок у единственного поставщика, оцениваются в 3,7 миллиарда рублей. Соответственно, делается вывод о том, что госзаказчики переплатили за проведение госзакупок 5,5 миллиарда рублей», – отметил Александр Шамрин.

По данным Министерства финансов России, в 2020 году госзаказчики разместили в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок 2,2 миллиона извещений на общую сумму в 9,4 триллиона рублей. При этом состоявшимися из них были признаны только один миллион закупок на 2,8 триллиона рублей. В свою очередь, закупки на 5,5 триллиона рублей были признаны несостоявшимися. По результатам большинства несостоявшихся закупок (75 процентов) были заключены контракты на 4,4 триллиона рублей.

«Средний размер снижения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в 2020 году смог составить 10,49 процента (428 миллиардов рублей). В то же время экономия по результатам заключения госконтрактов оценивалась Минфином в шесть процентов – 386 миллиардов рублей», – сказал эксперт.

Председатель научно-практического совета по контрактным системам Института экономических стратегий Российской академии наук Сергей Картаев представил концепцию национальной системы контрактных отношений («КС 2.0»): «Новая контрактная система должна опираться не только на те технологии, которые сейчас используются, но и на механизмы смарт-контрактов, смарт-управления и платформенные сервисы. Контрактная система должна быть ориентирована на развитие национальной экономики. “КС 2.0” преобразует спрос и предложение в систему формализованных экономико-технологических отношений. В основе функционирования “КС 2.0” не процедуры, а технологии».

Глава группы ВБЦ и основатель соцсети для работы и бизнеса TenChat Семен Теняев предложил к обсуждению проект создания универсального делового индекса поставщиков госзаказа. Применение универсальной рейтинговой модели для унификации системы оценки поставщиков, по его мнению, может способствовать увеличению прозрачности процедур отбора, а также повышению доступности участия бизнеса в госзакупках и решению проблемы демпинг/качество. Возможные критерии делового индекса – финансовые показатели, отзывы, юридические аспекты, опыт исполнения госконтрактов и т. д.

В завершение эксперты отметили, что при трансформации закупочной системы важным аспектом является доверие к заказчику. То есть необходимо не мешать недобросовестным заказчикам при работе в контрактной системе, а помочь добросовестным заказчикам закупить продукцию и решить задачи, которые перед ними стоят.