20.08.2021

«Безопасные и качественные автомобильные дороги»: участие граждан в реализации нацпроекта

В Общественной палате РФ обсудили реализацию программы по организации общественного участия граждан в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Организатором мероприятия выступил Общественный совет при Министерстве транспорта РФ при поддержке Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов, Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК и Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам.

Поскольку строительство и ремонт дорог осуществляется в рамках ограниченного финансирования, мнение граждан необходимо в первую очередь учитывать при выстраивании приоритетов при реализации нацпроекта, уверен модератор мероприятия, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.

«В первую очередь участие граждан нужно там, где можно проявить здоровый эгоизм. Например, чтобы определить, какая дорога еще может подождать год-другой, а какую необходимо починить немедленно, потому что ей активно пользуются. Одновременно с этим нужно помнить про здравый смысл, нужен формальный подход, нужна программа, в которой будет прописано, в какой именно форме может осуществляться участие граждан в реализации нацпроекта», – сказал он.

Необходимость ускорить создание программы по привлечению граждан к контролю за реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подчеркнул член Общественного совета при Минтрансе Российской Федерации Игорь Сухов: «Хотелось бы пояснить, что при разработке нацпроекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” одновременно должна была реализовываться программа привлечения граждан к его реализации, это должно было происходить синхронно, для того чтобы граждане понимали механизм, в соответствии с которым они могут участвовать в этом нацпроекте».

«Неслучайно этот вопрос был поставлен на встрече Владимира Путина с активистами ОНФ и других общественных организаций в Казани, где он поставил задачу по более широкому участию граждан в градостроительных проектах, причем в первоначальной стадии. Такого механизма для нацпроекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”, к сожалению, нет по сей день. Его отсутствие дает самому нацпроекту отрицательный результат: у граждан есть претензии по качеству выполняемых работ, оно отвратительное, и люди видят это», – добавил он.

Отсутствие программы общественного участия граждан в реализации нацпроекта является нарушением закона об общественном контроле, общественных советах, подчеркнул руководитель рабочей группы по дорожной инфраструктуре и автомобильному транспорту Общественного совета при Минтрансе РФ Леонид Степанюк.

«Важно, чтобы в программу для контроля включался не просто любой человек, а гражданин – представитель общественного объединения, экспертного сообщества, бизнеса. Не привлекать их – это просто неуважение», – подчеркнул он.

О необходимости проконтролировать удобство создаваемых дорог для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями здоровья, высказалась Галина Горбатых, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам. Она напомнила о том, что проектирование, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, одним из принципов которого является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

«Нацпроект “Безопасные и качественные автомобильные дороги” ориентирован на достижение национальной цели “Комфортная и безопасная среда для жизни”. Общество у нас неоднородное, у граждан разные физические особенности. По статистике, 10 процентов населения – это люди с инвалидностью, 40 процентов – маломобильные граждане, и когда мы создаем комфортные, доступные и безопасные условия, это удобно для 100 процентов населения России: мам с колясками, велосипедистов, пожилых людей, временно нетрудоспособных и так далее», – сказала она.

Директор Информационного центра по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР» Федерального дорожного агентства Евгений Абузяров предложил Галине Горбатых совместно проработать возможное внесение изменений в существующие методические документы.

«Сейчас по доступной среде для лиц с повышенными потребностями активно работают Республика Удмуртия, Брянская, Липецкая, Курская, Кемеровская области, Красноярский край. Во многих регионах общественные организации просят подрядчика проехать на коляске через только что построенный пешеходный переход. Как правило, большинство не справляются с задачей, вносятся изменения. Я предлагаю совместно нам с вами изучить имеющуюся программу нацпроекта, мы готовы по всем регионам предоставить данные о том, какие общественные организации задействованы и как они работают», – сказал он.

Он также отметил актуальность участия в общественном контроле реализации нацпроекта заинтересованных и информированных в теме граждан: «Мне очень обидно, что общественные и государственные деятели отказывают обычному гражданину в возможности проверить какие-то работы, принять участие в такой проверке. В рамках нацпроекта дорожники часто сталкиваются с тем, что приходят общественники, не сильно погруженные в то, как работает дорожная отрасль. Четыре года назад в Карелии предложили обучать общественников: были организованы трехдневные курсы для представителей общественных организаций “Введение в дорожную отрасль” с выдачей сертификата. Сейчас практически во всех инициативных регионах такая работа осуществляется».

О том, каких подводных камней следует избежать при создании программы общественного контроля дорог, рассказал Алексей Дружинин, член Общественного совета при Минтрансе России: «Во-первых, избежать неконкурентных методов борьбы. Под видом общественников отправляются представители конкурирующих организации, которые с радостью находят недостатки. Без недостатков стройки не бывает, мы это понимаем, и они начинают раздувать из мухи слона. Второе, чего хотелось бы избежать при общественном контроле, создание карманных организации со стороны местных органов власти. Когда создается организация, которые заявляет: “Мы провели общественные слушания”. А с кем проводили, как проводили? Более того сообщают, что их общественность поддержала, что объект построен по всем нормативам: “Посмотрите, как у нас все замечательно сделано”. Вот с этим нужно бороться любой ценой».

Гендиректор ООО «Севдорстройсервис» Ваагн Оганян рассказал об осуществлении общественного контроля за реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Архангельской области.

«Наш регион – Архангельская область – к счастью, входит в десятку самых успешных по реализации программы регионов, – отметил он. – У нас есть местные сайты, куда регулярно пишут все замечания относительно тех же тротуаров, пандусов, пешеходных переходов, ограждений. И заказчик в режиме реального времени на протяжении стройки и ремонта (а я хочу заметить, что в 90 процентов городов проект БКАД – это ремонт, когда срезают асфальт и кладут два новых слоя) может менять все, что нужно. Все это делается, никаких проблем в нашем регионе с этим особо нет, ведь все замечания общественности несложные: перенести автобусные остановки, пешеходные переходы или пандусы».

О необходимости взвешенного подхода в реализации общественного контроля за строительством и ремонтом дорог по итогам мероприятия высказался Александр Холодов: «Здесь могут быть две крайности: с одной стороны, граждане, естественно, должны иметь возможность контролировать процесс строительства и качество дорог, поскольку именно граждане будут ими пользоваться. С другой стороны, бывают и обратные крайности, когда организации, занимающиеся ремонтом и строительством дорог, создают свои общественные организации и начинают таким образом мучить конкурентов, не давать им работать, изображая общественный контроль. Здесь нужен взвешенный подход».