13.10.2021

Нулевые чтения законопроекта о бюджете до 2024 года

13 октября в Общественной палате РФ состоялись нулевые чтения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Этот документ был внесен в Госдуму 30 сентября правительством.

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития России. Авторы проекта уверены, что основной вклад в восстановление экономической активности внесет потребительский спрос. Кроме того прогнозируется уменьшение влияния на экономику коронавируса, в активный рост мирового ВВП – 6 процента и 4,5 процента в 2021 и 2022 годах. Прогноз также учитывает проведение Банком России политики в режиме таргетирования инфляции, а также возврата к проведению с 2022 года бюджетной политики в соответствии с конструкцией бюджетных правил.

Инфляция благодаря таргетированию должна составить четыре процента с 2022 по 2024 год. Курс останется в коридоре 72–74 рубля за доллар. Таким образом, доходы бюджета должны превысить 25 триллионов рублей, то есть 18,8 процента ВВП, а расходы составят 23,7 триллиона. Бюджет вырастет на один процент и останется профицитным – 1,3 триллиона рублей.

В 2022–2024 годах ожидается рост госдолга РФ. Но коллеги уверены, что он не превысит 20-процентный уровень. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета будет снижаться до 33,2 процента в 2024 году. Роста доходной части бюджета планируется достичь при помощи точечных поправок законодательства. Речь идет о продолжении налогового маневра в нефтяной отрасли, то есть замены пошлины на вывоз налогом на добычу. Это также начало поступлений в бюджет с 2022 года НДФЛ от обложений депозитов и процентов, введение акциза на жидкую сталь и корректировка НДПИ для некоторых отраслей.

«Наша комиссия испытывает большую тревогу, когда видит в проекте бюджета увеличение госдолга через новые займы. При этом по состоянию на 1 сентября около 18 триллионов рублей бездействуют. Думается, что это не совсем логично», – сказала заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Светлана Казаченок.

Средства на финансирование реализации национальных проектов в 2022 году запланированы в весьма значительном объеме. Предполагается увеличение бюджетных ассигнований на реализацию послания Президента Федеральному Собранию. Эти средства в частности пойдут на адресную поддержку семей с детьми, беременных женщин, проведение углубленной диспансеризации и медицинской реабилитации.

При этом в ближайшие годы сократятся расходы на здравоохранение, социальную сферу и межбюджетные трансферты, рассказал член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев.

При этом, по его словам, специалисты призывают скорректировать некоторые положения документа.

«Прежде всего – возврат к бюджетному правилу. Возвращение к бюджетному правилу не позволит нарастить социальные расходы и инвестиции в человеческий капитал. Ряд экспертов считают, что в бюджете переоценены риски ценовой нефтегазовой динамики. Отмечается высокий уровень профицита. Эксперты предлагают предусмотреть снижение профицита вдвое, а дополнительные средства использовать для решения приоритетных социально-экономических проблем», – сказал эксперт.

Еще один фактор – ожидание более масштабного использования резервов ФНБ в рамках бюджетного планирования. Бюджет должен быть ориентирован на переход к новой модели развития, однако правительство по-прежнему пополняет ФНБ. Сдерживание экономического роста в интересах бюджетной консолидации и борьбы с инфляцией также вызывает опасения экспертов. Темпы роста экономики будут ниже мировых.

Эксперты также фиксируют опережающий рост общих доходов бюджета по сравнению с ростом экономики. Вызывает вопрос повышение налогов при сокращении государственных расходов. По отношению к ВВП расходы составят 17,7 процента. Одновременно растут налоги и сборы: НДС на товары, работы и услуги, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, который увеличится на 2,7 процента. Такое изъятие денег из экономики является контрпродуктивной политикой. Важно учитывать риски внешнеэкономических условий.

Совокупные расходы по силовым статьям превышают совокупные расходы по национальной экономике и растут быстрее, чем расходы на социальную политику. По затратам на здравоохранение Россия окажется на одном из последних мест в мире.

«Инфляция на сегодня составляет порядка 5,8 процента, Банк России предпринимает усилия, чтобы снизить ее до уровня четырех процентов, но мы каждый день получаем обращения граждан, что цены на продукты и на ЖКХ растут, и мы все понимаем, что фактическая инфляция далека от той базовой, которую мы видим в проекте бюджета. Это значит, что вопросы борьбы с бедностью, повышения благосостояния наших граждан, находятся под большим риском», – сказала председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок.

Бюджет не сфокусирован на решении приоритетных проблем: стимулировании импортозамещения, поддержке несырьевого экспорта, повышении влияния инновационных проектов на темпы социально-экономического развития.

Кроме того, необходимо выравнивать бюджетную обеспеченность регионов. По мнению экспертов, бюджет должен работать на финансовую самодостаточность субъектов РФ.

В бюджете не предусмотрены средства на индексацию пенсии работающим пенсионерам. Беспокойство вызывает сокращение расходов на расселение непригодного для проживания жилищного фонда. Недостаточность средств на гражданские научные исследования, проблемы перекрестного финансирования.

«Сокращение расходов на пенсионную систему тоже недопустимо. Очень актуальная проблема – индексация пенсии работающим пенсионерам. Получается, что работающие пенсионеры, которые делают значительный вклад в экономику России, оказываются в неравном положении», – подчеркнула Светлана Казаченок.

Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов отметил, что главными проблемами остаются нецелевое использование бюджетных средств и их хищения.

«Это прямая коррупция на всех уровнях власти. Мы, как общественники, эксперты, должны за этим наблюдать в рамках общественного контроля и реагировать на сигналы, чтобы нарушения пресекались», – сказал он.

Елизавета Олескина, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, рассказала о реализуемом в рамках национального проекта «Демография» пилотного проекта по системе долговременного ухода.

«Нам очень важно получить поддержку, чтобы помощь не останавливалась. В стране до последнего времени не было никакой систематической помощи на дому семьям с пожилыми и тяжелобольными людьми, инвалидами. Пилотный проект начал давать возможность получения ежедневной бесплатной помощи до четырех часов в день для людей, которые относятся к определенному уровню нуждаемости», – сообщила эксперт.

При этом Елизавета Олескина указала, что система должна начать работать в течение 2022 года, однако в проекте бюджета средства, заложенные на продолжение проекта, идентичны размеру ассигнований 2021 года. Это может привести к тому, что некоторые территории регионов не будут охвачены системой, что, в свою очередь, может вызвать рост социальной напряженности.