22.10.2021

Развитие туризма: ответ на запросы гражданского общества

20 октября в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественного совета при Ростуризме совместно с Общенациональным народным фронтом «За Россию». Участники дискуссии рассмотрели актуальные практики развития туристической индустрии, роль гражданского общества и перспективы консолидации усилий в этом процессе.

Заместитель начальника правового управления Ростуризма Александр Кудреватых отметил, что за период пандемии общий объем обязательств туроператоров перед 1,3 миллиона туристов составил более 44 миллиардов рублей.

«Учитывая такое количество туристов и объем обязательств, в 2020 году Правительством России было принято постановление № 1073, которым была предусмотрена возможность совершить путешествие в иные сроки (предоставление равнозначного туристического продукта) либо возврат денежных средств. На сегодняшний день общий объем первоначальных обязательств снизился более чем в семь раз», – сообщил он.

Советник руководителя Ростуризма Юлия Рыбакова рассказала об успешной реализации программы туристического кешбэка.

«В этом году мы второй раз провели программу туристического кешбэка, которая высоко оценивается бизнесом по эффективности и по стимулированию загрузки в низкий сезон, по развитию новых направлений и поддержке бизнеса в постпандемийный период. Кешбэк подразумевает выплату в размере 20 процентов, но не более 20 тысяч рублей. Программой воспользовалось более 1,5 миллиона туристов», – сообщила она.

Юлия Рыбакова также рассказала о реализации программы детского кешбэка на отдых в лагерях, в ходе которой было совершено около 400 транзакций.

«Мы положительно оцениваем кешбэк в этом году: мы зафиксировали значительный рост продолжительности поездок и рост поездок в низкий сезон; доход в бюджеты регионов суммарно составил около 70 миллиардов рублей. По данным опросов ВЦИОМ, у людей высокий запрос на то, чтобы эта программа работала дальше», – сказала она.

Заместитель руководителя исполкома Общероссийского народного фронта Арсений Беленький рассказал об итогах работы горячей линии ОНФ по информированию граждан о программе туристического кешбэка.

«Работа горячей линии началась 18 марта 2021 года, и по состоянию на 20 сентября нам поступило 30 686 звонков. В топе регионов, обратившихся к нам – Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Большая часть людей обращались за разъяснениями, как оформить кешбэк», – сообщил он.

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов отметил необходимость проведения мониторинга результатов подобных программ.

«Мы видим эффект от туристического кешбэка, чартерной программы, которая обсуждалась до ее введения на площадке ОП РФ, – мы были одними из инициаторов субсидирования авиаперевозок по туристическим направлениям. Также в 2020 году стартовала программа по выделению грантов малому бизнесу и НКО в сфере туризма. В отличие от кешбэка или чартерной программы, за которые в конечном сете несет ответственность потребитель, выбирая или не выбирая услугу. В грантовой программе все немного иначе, и мы должны учитывать, какие проекты оказались эффективными, а какие нет», – сказал он.

Куратор проекта ОНФ «Путешествуем по России» телеведущий и журналист Денис Полунчуков затронул вопрос транспортного кешбэка.

«Если говорить о классическом туристическом кешбэке, то транспорт туда не входит, но если турист хочет получить вычет с учетом переезда, то он может оформить себе тур. В этом случае, если это оплачивается одним человеком и через соответствующий эквайринг карт “Мир”, то сумма кешбэка будет возвращаться, исходя из общей стоимости», – сказал он.

Председатель Общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко высказался по вопросу контроля качества туристического сервиса.

«Мы запустили сайт контрольтуризм.рф, на который можно отправить сообщение с жалобой или предложением. На горячую линию сайта уже поступило более 500 обращений. Системная проблема контроля качества есть, поэтому мы предлагаем создать национальную систему контроля качества и уровня сервиса средств размещения. Эта система должна быть общественной с участием государства. Некий центр, который будет координировать систему общественного контроля во взаимодействии с Ростуризмом, Роспотребнадзором, региональными управлениями, СМИ, блогерами для мониторинга ситуации».