Уничтожат ли поправки в природоохранное законодательство Красную книгу?
16 декабря в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Как предотвратить охоту на животных из Красной книги». Организатором мероприятия выступил Координационный совет по экологическому благополучию при ОП РФ.
В августе 2021 году вступили в силу поправки в закон «О животном мире» и закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». Эти поправки, касающиеся охоты на животных, занесенных в Красную книгу, вызвали резонанс среди научной и экологической общественности: петиция с требованием изменить эти поправки набрала более 200 тысяч подписей, более 300 ученых выразили категорическое несогласие с новыми поправками в законы.
Согласно позиции научного сообщества, принятые поправки фактически делают невозможным установление ограничений на охоту и крайне усложняют подготовку научного обоснования для занесения любого объекта природы в Красную книгу.
«Казалось бы, в самой теме нашего круглого стола есть противоречие: если есть Красная книга, то зачем разрешена охота на животных, внесенных в нее? Либо надо Красную книгу упразднить, либо с охотой как-то разобраться», – сказала, открывая мероприятие, председатель Координационного совета, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина.
Подробнее о том, что беспокоит научное сообщество, рассказала научный сотрудник Центра кольцевания птиц России Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Софья Розенфельд. Она указала на то, что в законодательстве появилось слово «отстрел», которое необходимо убрать. Именно отсутствие этого слова ранее помогло Росприроднадзору не допустить выдачи разрешения на добычу путоранского снежного барана, занесенного в Красную книгу России, Клубу горных охотников. Эксперт подчеркнула, что разрешения на охоту теперь будет выдавать не Росприроднадзор, а Департамент охоты, то есть заинтересованный орган.
Кроме того, усложнился процесс внесения видов в Красную книгу. Теперь это можно сделать в том случае, если на протяжении трех лет популяция снизится не менее чем на 50 процентов. При этом Софья Розенфелд обратила внимание на то, что численность популяции не является критерием уязвимости вида. Необходимо учитывать целый комплекс биологических факторов, включая сокращение ореола обитания, снижение репродуктивной части популяции, ее изолированность.
Софья Розенфельд выразила уверенность в том, что внесенные изменения направлены на то, чтобы узаконить уничтожение краснокнижных животных ради трофеев и развлечения.
Эксперт также отметила отсутствие в России системного государственного учета редких видов на федеральном уровне и обратной связи от Минприроды России, которое, по ее словам, проигнорировало требования независимого научного сообщества отменить внесенные в законы изменения. Она добавила, что независимые ученые полностью отстранены от принятия подобных решений.
Коллегу поддержал зоолог, исследователь Никита Овсянников. Он сказал, что речь идет фактически о ликвидации механизма Красной книги, пояснив, что методологически оценка численности – одна из самых сложных задач в науке. Лишь по нескольким видам методики оценки численности позволяют дать достаточно близкую к реальности картину.
Эксперт подчеркнул, что в вопросе сохранения видов необходим предосторожный подход: нужно реагировать до того, как вид оказался на грани катастрофы. При этом нововведения в законодательство создадут опасный прецедент охоты на крайне малочисленную группу животных.
К мнению спикеров присоединился доктор биологических наук Николай Железнов. Он призвал создать аналог существовавшего в СССР ведомства Главохота, а также сети инспекционных служб. Эксперт также отметил, что охрана видов и выдача квот на их добычу передана на места, где отсутствуют профессиональные кадры и присутствует самоуправство чиновников.
«То, что я слышу, очевидно, входит в противоречие с политикой Президента. Мы должны помочь исправить данную ситуацию», – сказала Елена Шаройкина.
Заместитель директора по развитию ФГБУ «Государственный природный заповедник “Хакасский”», член Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Ирина Санникова указала на то, что обсуждаемая тема является многосторонней. В частности, она не согласилась с заявлениями о полном отсутствии в России учета численности. Спикер подчеркнула, что серьезную работу в этом направлении ведут федеральные особо охраняемые природные территории (ООПТ).
«Не секрет, что в основном все краснокнижные виды сосредоточены на территориях ООПТ, в большей части федерального значения. И ведут работу с ними сотрудники службы охраны заповедников и нацпарков. И они не только охраняют, но предотвращают браконьерство, помогают учету видов и многое другое», – сказала общественница.
С ней согласился директор Саяно-Шушенского заповедника Геннадий Киселев. Он сообщил, что не видит никакой угрозы Красной книги от принятых поправок, при этом отметив, что должны существовать жесткие законодательные рамки, не позволяющие злоупотреблять отстрелами редких видов.
Экологическое движение Native Russian Арсений Филиппов, в свою очередь, опроверг слова Геннадия Киселева, сообщив, что поправки открывают окно для убийства краснокнижных животных, а инструмент для их защиты упраздняют. В качестве примера он привел историю с алтайским козерогом, которого законно отстрелила девушка из Москвы. В 2017 году ученые подавали этот вид на включение в Красную книгу. Тогда его оставили в спорном списке. К 2021 году численность этих животных сократилась в 6,5 раза. В итоге его не могут внести в Красную книгу, а ограничить охоту возможно только посредством моратория. Однако регион не может ввести такой запрет без одобрения Минприроды.
Заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов сообщил, что по новому порядку ни один вид пока не рассматривали для внесения в Красную книгу.
«Но я скажу, что это будет представлять колоссальную трудность, если вообще будет возможно, поскольку может иметь место быть, о чем говорили коллеги ранее. Зачем были нужны эти нововведения? Вопрос еще и в том, что численность не может служить единственным критерием. Тем более не ведется госучет как положено по каждому виду», – сказал он.
Экспертам оппонировал директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России Андрей Филатов. Он подчеркнул, что добыча краснокнижных животных в России запрещена законом, и внесенные поправки на это никак не повлияли. Нововведения осуществлялись для гармонизации законов «Об охоте» и «О животном мире», так как ранее существовала правовая коллизия, благодаря которой недобросовестные лица могли оформить разрешение на добычу редких видов якобы для научно исследовательской, образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов.
Он также сообщил, что обсуждение изменений велось в открытом режиме, информация была размещена на Официальном портале правовой информации, к научному обсуждению привлекались члены РАН, представители коренных и малочисленных народов России. Отдельно он остановился на вопросе запрета весенней охоты в ряде регионов страны. Андрей Филатов подчеркнул, что его департамент в настоящее время подготовил проект изменений в правила охоты, которые предоставят регионам право вводить соответствующие ограничения.
«Внесение вида в Красную книгу не защищает его от исчезновения. Надо направить системные усилия на сохранение вида», – подытожил он.
Егор Лыков, начальник отдел сохранения биологического разнообразия Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России указал, что в законе 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в статье 60 написано, что редкие виды из Красной книги подлежат изъятию из хозяйственного использования. Эта норма осталась, и поправки на нее никак не влияют.
В завершение мероприятия Елена Шаройкина отметила, что тема требует дополнительного обсуждения. Она также подчеркнула необходимость обсуждения всех поднятых на круглом столе вопросов с представителями власти, силовых ведомств, а также подключения к теме волонтеров.