17.01.2022

Позитивный интернет: как воспитать в ребенке неприязнь к деструктивному контенту

Профилактику распространения деструктивного контента и обеспечение детской безопасности в сети, а также практики создания позитивного детского контента обсудили эксперты на круглом столе «Позитивный детский контент: реализация профилактических проектов в сфере детской безопасности», который состоялся 17 января в Общественной палате РФ.

На сегодняшний день каждый ребенок начиная с 2-3 лет так или иначе вовлечен в цифровую среду, сказал председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов.

«С точки зрения влияния контента на наших детей, нам, взрослым необходимо задуматься над тем, что происходит в сфере распространения деструктивного контента, и продумать, как можно влиять на это законодательно», – подчеркнул он.

По данным исследований Высшей школы экономики, около 97 процентов подростков в возрасте 12–14 лет регулярно выходят в интернет, а процент вовлечения в цифровую среду детей от 3 до 11 лет неуклонно растет с каждым годом, сообщила член комиссии Екатерина Мизулина.

«Мы видим, что дети активно пользуются как соцсетями, так и интернетом в целом. В прошлом году мы фиксировали такие явления, как распространение информации суицидального характера, призывы к противоправным действиям, и пропаганда насилия. Родители детей жалуются, что даже на тех платформах, которые предназначены специально для детей, например, YouTube Kids, часто встречается деструктивный контент», – отметила она.

В качестве примера позитивного контента для детей Екатерина Мизулина представила проект Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям «Безопасные навыки». Он нацелен на то, чтобы обучить детей безопасному поведению в различных ситуациях как в реальной жизни, так и в интернете.

Другая позитивная практика – создание кибердуржин. В Новгородской области такие добровольцы спасли от совершения самоубийства трех подростков, рассказала член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева.

«Как сенатор, я готова сотрудничать с ОП РФ, потому что оградить детей от деструктивного контента можно только силами общества», – добавила она.

Большая часть контента в интернете, по словам директора Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрея Горобца, не соответствует потребностям детей. В связи с этим ведомство работает над концепцией интернета для школьников, а также программой подготовки родителей и педагогов, которая позволит им обучать детей информационной безопасности.

Эксперт добавил, что Минпросвещения России активно работает над созданием позитивного детского контента, содержащего в себе информацию о героях, государственном устройстве страны и межнациональном взаимодействии.

Систематизировать работу по детской безопасности призвала член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Агре.

«Нужно доводить до родителей информацию о том, чему нужно учить детей, дабы обезопасить их. Кроме того, необходимо проводить открытые уроки, семинары – сделать все для того, чтобы правильная информация доходила до адресатов», – подчеркнула она.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло выразил обеспокоенность тем, что на сегодняшний день воспитательный компонент в школах практически отсутствует.

«Мы сталкиваемся с тем, что в детских садах и школах детей просто не воспитывают. Мы должны браться за детей в тот момент, когда в их голове формируется нравственное самоопределение. С малых лет детей нужно приучать к хорошей музыке, великой русской литературе, нашему культурному наследию. Уверен, что такое формирование нравственности будет способствовать тому, что дети сами не будут притрагиваться к деструктивному контенту», – сказал он.