10.02.2022

Самозанятость нужно сделать максимально удобной для людей

Эксперимент по введению в России специального налогового режима для микропредпринимателей (самозанятых) показывает отличные результаты. По данным ФНС, сегодня в России уже около четырех миллионов самозанятых – плательщиков налога на профессиональный доход. На фоне широкого распространения самозанятости актуальным становится вопрос: как обеспечить социальную защиту этой категории граждан? Круглый стол, посвященный этому вопросу, состоялся на площадке Общественной палаты РФ 9 февраля.

Финансовая грамотность населения все еще остается низкой, отметил модератор встречи Сергей Гребенников, заместитель директора РАЭК, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

«Жители России не привыкли следить за ДМС, ОМС, налоговыми отчислениями и прочим. С появлением самозанятости у людей сохранилось это отношение, и оплата налогов воспринимаемся как “что-то, что сделают за нас”. Изменить это можно только при помощи увеличения информированности населения и повышения финансовой грамотности», – подчеркнул эксперт.

К 2024 году около 10 миллионов человек в РФ будут платформенно занятыми. То есть свой труд и свой заработок они будут доверять цифровым платформам, которые по сути станут их работодателями, сказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

«Правильное развитие платформенной занятости в нашей стране – это прогресс, который в будущем даст России мощное конкурентное преимущество на международном рынке труда. Адекватное регулирование платформенной занятости позволит России стать интересной юрисдикцией и создаст условия для дальнейшей работы многих людей, усилит экономику и ускорит ее цифровизацию. Но, как мы видим на примере некоторых других инноваций, есть ненулевой риск избыточного или неумелого регуляторного воздействия, которое может застопорить развитие новой экономики», – отметил он.

Антон Губницын, руководитель кластера «РАЭК / Экономика совместного потребления», обратил внимание слушателей на экономический аспект легализации статуса самозанятых.

«Самозанятые – основной сегмент, который динамично растет в сфере малого предпринимательства. Почему он привлекателен? Первое – минимальный уровень налогообложения и административной нагрузки. Второе – гибкость: можно дозировать нагрузку и настраивать график работы.  Расширение самозанятости способствует выводу рынка труда из серой зоны», – сказал эксперт.

Левон Айрапетян, руководитель направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок, отметил, что по сей день нигде в мире нет успешного кейса внедрения законодательства, регулирующего платформенную занятость.

«Платформенная экономика  – это быстрорастущий сегмент, который не хотелось бы поломать регулированием, поэтому любое решение в этом направлении должно приниматься на основе data-driven подхода. Сегодня назрела необходимость в регулировании платформенной занятости. 20 процентов самозанятых говорят, что им не хватает соцгарантий. 99 процентов самозанятых не пользуются имеющейся опцией добровольных пенсионных взносов. Мы видим активности людей, которые не удается удовлетворить в рамках действующего законодательства. В России необходимо выработать особенное регулирование», – рассказал он.

Дмитрий Гавриленко, GR-директор «Авито», подчеркнул, что законодательство, выставляющее дополнительные требования к платформам, будет негативно сказываться на развитии цифровой экономики. Самозанятые исполнители могут потерять свободу быстрого перехода с одной площадки на другую.

«Платформенную занятость нужно в первую очередь делать для людей. Платформа в в данном случае выступает провайдером. Уже сейчас платформы дают элементы социального обеспечения своим пользователям, поскольку они четко понимают, что нужно их исполнителям. Меры социальных гарантий, которые уже предоставляются платформами – это конкурентное преимущество», – отметил он.

Об опасности введения избыточных норм упомянул и руководитель по связям с государственными органами Delivery Club Александр Оленин.

«Для большинства исполнителей платформенная занятость является временной. Исполнители больше всего ценят возможность работать с разными платформами и самостоятельно планировать время. Платформенную занятость мы видим как гибкий формат с низким порогом входа.  Разговоры о введении единого стандарта мер поддержки не учитывают специфику конкретной отрасли, а также ограниченность ресурсов некоторых платформ, стартапов», – подчеркнул спикер.

Бизнес и самозанятых волнуют вопросы прежде всего стабильности и предсказуемости законодательства, отметил генеральный директор GigAnt Денис Решанов.

Анастасия Ускова, генеральный директор технологической группы «Рокет Хьюманс», отметила, что сейчас остро стоит вопрос о том, что же такое платформа и  кто является заказчиком – юридическое или физическое лицо.

«Нам нужно классифицировать стороны, взаимодействующие друг с другом, тогда мы поймем, что называем платформой и что мы хотим социально обеспечивать. Это значительно облегчит нашу задачу», – сказала она.

Участники дискуссии также отметили, что самозанятость очень неоднородна. Так, многие используют ее как режим для сдачи квартир в аренду, а значит, дополнительные взносы в социальные фонды будут для них нерелевантны. Кроме того, около 43 процентов самозанятых являются совместителями. То есть у них есть основной вид деятельности, с которого  уже взимаются  соцплатежи, плюс дополнительно есть доходы самозанятого. Соцопросы показывают: любой человек выступает за социальные гарантии. При этом, согласно исследованиям, большинство самозанятых не готовы за них платить, полагаясь в этом на государство.

По итогам встречи участники приняли решение разработать отраслевую позицию и создать межведомственную рабочую группу для обсуждения вопросов самозанятости и платформенной занятости на базе Общественной палаты РФ и бизнес-кластера «РАЭК / Sharing economy».