Как усовершенствовать систему оплаты труда учителей
В Общественной палате РФ состоялась панельная дискуссия, в основу которой легла одна из наиболее актуальных для педагогов тем – совершенствование системы оплаты труда учителей.
Организатором мероприятия выступила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности. Координатор мероприятия – общероссийская общественная организация по развитию педагогических кадров «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС).
280 участников мероприятия из 39 регионов – директора и учителя школ, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и родительской общественности, представители сферы школьного питания, а также члены центрального совета и региональных отделений ВПС – совместно с членами Общественной палаты РФ и Общественного совета при Минпросвещения России рассмотрели основные точки развития общего образования в России.
По мнению Натальи Кравченко, председателя Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, в топ-3 самых острых тем развития образования в России входят проблема педагогических кадров, проблема системы оплаты труда педагога и результаты эксперимента по сертификатам на дополнительное образование. В топе тем все, что связано с цифровизацией образования, а также программа капитального ремонта школ – Президент поручил до 2026 года отремонтировать около семи тысяч школ, уже сейчас регионы просят увеличить эту цифру.
«Группа объектов определена, исходя из заявок регионов. Но есть информация, что ряд площадок, которые получили возможность отремонтировать, до сих пор не объявили конкурс – работы могут быть не произведены в срок. Здесь нужно движение навстречу друг другу – за этим следим мы с федерального уровня, и очень важна реакция с мест. Иногда нужно проявить активную жизненную позицию и выяснить, по какой причине по тем объектам, которые уже внесены в перечень, до сих пор не предприняты никакие шаги», – считает Натальи Кравченко.
Она предложила включить активистов ВПС в состав региональных общественных штабов родительского контроля, которые были созданы для более эффективной реализации программы капитального ремонта школ: «Особенно важно, чтобы при ремонте школ они становились более современными, более приспособленным для качественного и образовании и времяпрепровождения, чтобы были учтены пожелания и педагогов, и детей, котором дальше жить учиться и учить».
«Статус учителя нельзя рассматривать вне решения вопроса оплаты труда педагогов», – согласилась Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, открывая одну из тем для обсуждения.
Министерство просвещения России запустило пилотный проект по переходу на новую систему оплаты труда учителей в шести регионах. Республика Мордовия вошла в их число.
Заместитель министра образования Республики Мордовии Алексей Бузулуков рассказал о работе по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников в регионе. Сейчас там активно ведется проработка нормативных актов по повышению выплат стимулирующего и компенсационного характера.
Основная задача этой программы, по словам Валентины Ивановой, довести одну ставку зарплаты педагога до уровня средней по экономике в регионах, а также ввести обоснованную дифференциацию оплаты труда педагогов по квалификационным уровням.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Наталья Кочеткова подробно рассказала об организации летнего отдыха в 2021 году, а также о планах ведомства на 2022 год. Воспитательная составляющая будет усилена, к профессиональной квалификации сотрудников, организующих детский отдых, будет уделено большее внимание.
Многие выступавшие поделились опытом организации летнего отдыха школьников, подчеркивая преимущества государственной программы кешбэка по детским лагерям. Рассмотрев положительные результаты реализации этой программы, Валентина Иванова выступила с предложением о ее продлении в 2022 году. Эта инициатива пойдет в вышестоящие инстанции.
На панельной дискуссии был также заслушан опыт инновационной деятельности педагогов Московской, Челябинской, Брянской, Иркутской, Воронежской областей. Их внимание к образованию детей выходит за рамки школьной программы. Педагоги устанавливают сетевые связи с вузами в своих регионах, что приводит к победам учеников на олимпиадах и в проектной деятельности. Особенно впечатлила программа, разработанная школьным учителем, по оценке эффективности труда классных руководителей.
Уделили внимание и вопросам, связанным с деятельностью сельских школ. Проблема создания условий для достойного применения своих знаний и навыков на селе остается центральной.
Председатель Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Виталий Сурвилло напомнил об основном источнике формирования повестки – запросы общества. Общественный совет при Минпросвещения России открыт для обсуждения предложений учителей.