«Всеобуч по плаванию»: выстроить инфраструктуру, наладить финансирование
Использовать быстровозводимые и малобюджетные бассейны-модули предложили участники дискуссии, посвященной всеобщему обучению детей плаванию. Общественные слушания на тему «Общественный мониторинг реализации поручений Президента Российской Федерации № Пр-1919 от 07.12.2021 г. в части вопросов развития инфраструктуры для всеобщего обучения детей плаванию» прошли в Общественной палате РФ 22 февраля.
Открывая встречу, модератор слушаний Сергей Кашников, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, поздравил всех с успешным выступлением российской сборной, завоевавшей рекордное для страны количество медалей на Олимпиаде в Пекине.
Экспертам предстоит обсудить развитие межведомственной программы, направленной на всеобщее обучение детей плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку, напомнил он. О необходимости разработки такой программы заявил Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта в прошлом году. В соответствие с поручением главы государства и Правительства РФ программу необходимо разработать и утвердить до 30 мая 2022 года.
По последним данным, ежегодно в России около 16 тысяч человек погибают в водной среде. Из них примерно 3,5 тысячи – дети. Не умеют плавать 30 процентов школьников. В инфраструктуре системы образования 1255 бассейнов. На базе образовательных организаций, имеющих бассейны, занятия проводят 23 553 профильных специалиста. По данным января 2021 года в образовательных организациях обучалось плаванию свыше 350 тысяч школьников. Такие цифры озвучил директор Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Минпросвещения РФ Николай Федченко.
Очень важно услышать положительный опыт регионов, где уже есть успешная практическая реализация задачи по обучению плаванью, и ориентироваться на этот опыт при исполнении указанных получений, считает Раиса Терехина, член Общественного совета при Министерстве спорта РФ.
Эксперты отметили, что выполнение поручений Президента и правительства страны идет с небольшим опозданием. Прежде всего, в регионах отсутствует необходимая инфраструктура. В новых детских садах и школах бассейны предусмотрены. В тех населенных пунктах и образовательных учреждениях, где стационарного бассейна нет, на помощь придут мобильные модули «Плавание» – в прошлом году Минпросвещения России утвердило и рекомендовало их для использования в образовательных организациях. Кроме того, массовое обучение детей первичным навыкам плавания возможно и на открытой воде на территории летних оздоровительных лагерей.
Инфраструктура для занятий спортом, в том числе плаванием, в стране действительно неоднородна, согласен президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников. Необходимо отобрать пилотные регионы с разной плотностью инфраструктуры, с разным качеством инфраструктуры, провести тщательный анализ и уже на его основе сформировать предложения, как и в какой срок это будет развиваться в различных регионах страны.
Несколько лет назад была разработана межведомственная программа 36-часового курса обучения «Всеобуч по плаванию», процесс обучения плаванию по этой программе эффективно реализуется в Республике Татарстан, Ростовской области, Алтайском крае и других регионах. Используя уже имеющуюся инфраструктуру и при должном финансировании, можно ежегодно обучать плаванию более миллиона школьников младших классов, утверждает первый вице-президент Всероссийской федерации плавания Игорь Горин.
«Отсутствие средств в регионах не позволяет им проводить обучение плаванию в полном объеме без софинансирования из федерального бюджета. Выходом могло бы стать формирование подушевого норматива на оказание услуги по обучению детей плаванию», – поделился он.
В настоящее время совместно с Всероссийской федерацией плавания решается вопрос об определении федерального оператора реализации программы «Плавание для всех», рассказал о работе ведомства директор департамента физической культуры и массового спорта Минспорта России Максим Уразов. По его мнению, нужна межведомственная программа по созданию плавательной инфраструктуры, к формированию которой должны подключиться Минобрнауки, Минпросвещения, Минспорт: «Уверен, что подключится и бизнес – частные бассейны, соответствующие критериям безопасности, тоже должны быть интегрированы в эту историю».
Участники слушаний поделились практическим опытом по развитию водноспортивной инфраструктуры.
Вице-президент Российской ассоциации спортивных сооружений Виктор Мяконьков предложил проект расчета соответствия численности бассейнов для плавания с количеством детей, которых необходимо обучить. Пилотный расчет был произведен в Ивановской области, где оказалось 14 бассейнов, где можно осуществить эту программу. оказалось, что с учетом маломобильных граждан, транспортной и пешеходной доступности в программе может быть задействовано не более 70 процентов детей. При этом доступность в разных муниципальных образованиях существенно разнится. Он предложил использовать эту модель как инструмент мониторинга программы «Плавание для всех», а также как механизм выравнивания финансирования и принятия управленческих решений: «Это возможность выявить те муниципальных образования, в которых необходимо строить бассейны, в том числе из модульных конструкций».
Реализация программы «Плавание для всех» и развитие массового спорта неотрывно связана с исполнением поручения Президента о доведении до двух процентов затрат региональных бюджетов на спорт, считает член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Сергей Киселев. Он предложил провести мониторинг исполнения данного поручения и рекомендовать региональным общественным палатам держать этот вопрос на контроле: «Без нашего участия подобные программу будут очень тяжело реализовываться без роста бюджета региональных министерств».
Среди других предложений экспертов – обеспечение доступа к спортивной инфраструктуре детям с ограниченными возможностями здоровья; дополнительное субсидирование детско-юношеских спортивных программ и конкурсов; строительство в образовательных организациях быстровозводимых и малобюджетных бассейнов-модулей; определение источников финансирования образовательных программ по плаванию и утверждение норм бесплатного предоставления времени в бассейне; внесение изменений в государственные программы, обеспечивающие выполнение программы всеобщего обучения детей плаванию и другое.
По итогам круглого стола будут сформулированы рекомендации ОП РФ Правительству Российской Федерации по разработке программы, направленной на всеобщее обучение детей базовым жизнеобеспечивающим навыкам плавания, отметил Сергей Кашников.