06.03.2022

Независимая оценка качества образования – эффективный инструмент общественного контроля

Круглый стол на тему «Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности: итоги работы Общественного совета при Минпросвещения» прошел 4 марта в Общественной палате РФ.

В 2015 году был сформирован Общественный совет при Минпросвещения России по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКО) федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджета. Трехлетние полномочия нынешнего состава завершаются 6 марта 2022 года.

«Мы собрались, чтобы выслушать мнение коллег по поводу того, как была организована работа Общественного совета по НОКО, что можно порекомендовать следующему составу и проанализировать проблемы, с которыми столкнулся действующий состав, – это мероприятие для обмена опытом и формирования рекомендаций для тех коллег, которые продолжат эту важную работу», – пояснила Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Эксперты отметили, что НОКО – важный элемент формирования единого образовательного пространства. В то же время, хотя в течение трех лет текущим составом Общественного совета проводилась большая работа по разъяснению понятий и смыслов процедуры НОКО, методики проведения и т.д., в некоторых регионах важность этой процедуры до конца не понимают.

«Когда мы говорим о качестве обучения – это важно, важно и предоставить понятные и удобные для родителей и детей условия, в которых обучается ребенок. Это не только высота парт и наличие теплого туалета, но и вежливость сотрудников, понятная и доступная информация на сайте и т.д. Те регионы, которые НОКО используют как инструмент развития своей системы образования, оказались сейчас на передовых позициях и по качеству обучения, и по условиям, в которых ребята находятся. Отмечу, что в этих регионах процедуру НОКО поддерживают губернаторы, понимая смысл этой истории», – подчеркнул председатель Общественного совета по НОКО Александр Милкус.

Он рекомендовал новому составу Общественного совета по НОКО продолжить работу по совершенствованию процедуры НОКО с учетом опыта регионов, где эта процедура успешно реализуется.

За три года эксперты компании-оператора по НОКО осуществил проверку качества условий осуществления образовательной деятельности в 195 образовательных организациях. В это же время Общественный совет по НОКО осуществлял деятельность, обеспечивающую эффективность ее проведения. Это методическая поддержка – разработка порядка и инструментария для проведения объективной и независимой процедуры; создание специализированного электронного ресурса для информирования и проведения анкетирования обучающихся и их родителей; сбор и анализ региональных и муниципальных практик проведения НОКО; контроль за объективностью выставленных оценок и обеспечение взаимодействия с педагогическим сообществом, общественными объединениями и организациями инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья по вопросам сбора предложений по совершенствованию процедуры НОКО.

По мнению Алексея Ганеева, эксперт ООО «Верконт сервис» – компании, выполняющей функции оператора по НОКО, деятельность Общественного совета по НОКО позволила обеспечить независимую, объективную процедуру оценки; предоставить обучающимся и их родителям доступную, открытую и достоверную информацию об условиях осуществления образовательной деятельности; выявить реальные проблемы в вопросах деятельности образовательных организаций и использовать результаты НОКО для совершенствования их деятельности.

Алексей Ганеев считает, что серьезным минусом в организации процедуры НОКО стало отсутствие эффективной информационной кампании в центральных и региональных СМИ. Его рекомендация – организовать такую кампанию.

Из положительных итогов – низких результатов оценки качества образования выявлено не было. При этом деятельность образовательного учреждения оценивалась по пяти критериям – открытость и доступность информации об образовательной организации; доброжелательность вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности; комфортность условий осуществления образовательной деятельности; доступность услуг для инвалидов – именно по этому параметру большинство аутсайдеров оказались на хвосте рейтинга.

«Выявленные НОКО недостатки стали основанием для запроса дополнительного финансирования для их устранения, и многие образовательные организации этим воспользовались», – уточнил Алексей Ганеев.

Действительно, на основании результатов проверок Минпросвещения России совместно с Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) были подготовлены планы по устранению выявленных недостатков. По результатам проверок в 2020 году составлено 112 планов – это 758 мероприятий. Большинство из них – в 73 организациях (656 мероприятий) – уже выполнено в полном объеме и частично – в 39 организациях (102 мероприятия). По результатам НОКО, проведенной в 2021 году, в настоящее время идет процедура утверждения планов по устранению выявленных недостатков. Такой информацией поделилась Евгения Евдокимова, начальник отдела стратегического планирования Департамента стратегии, программной и проектной деятельности Минпросвещения России.

Также она отметила, что 2020 году общественным советом была инициирована и проведена работа с регионами по сбору проблемных вопросов, которые возникают у регионов по работе сайта bus.gov.ru, где информация о качестве условий обучения публикуется. Благодаря этой работе сайт стал функционировать эффективнее – существенный вклад Общественного совета по НОКО, считает Евгения Евдокимова: «В целом Минпросвещеиня положительно оценивает работу Общественного совета. Мы надеемся, что следующий состав будет работать не менее активно и плодотворно».

Важность независимой оценки качества образовательной деятельности подчеркнули региональные эксперты. Среди их предложений по совершенствованию процедуры НОКО – формирование реестра операторов независимой оценки; учет при выборе региональных операторов квалификации исполнителей и опыта проведения подобной работы; популяризация процедуры НОКО в медиа пространстве; формирование критериев оценки на местах с учетом трудностей территорий и возможностей региональных бюджетов; развитие механизма общественно-профессиональной экспертизы; учет удовлетворенности педагогом рабочим местом и образовательных средой и другие.

Независимая оценка качества образовательной среды является эффективным инструментом общественного контроля, подвела итоги совещания Наталья Кравченко: «Мне кажется, ни у кого не вызывает сомнения, что процедура НОКО важна, полезна и является инструментом развития образовательной сферы».