25.03.2022

Музеи будущего: новые стратегии развития

В Общественной палате РФ состоялась стратегическая сессия «Развитие экспериментальных практик в музейном деле». Организаторами выступили Комиссия ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию и Комиссия ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.

Цель мероприятия – создание и внедрение актуальных моделей взаимодействия музейных организаций и социально ориентированных (СО) НКО, волонтеров для усиления их роли в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи города Москвы.

Сессия прошла в рамках комплексного проекта «Клуб неравнодушных – 2022 “Тверская, 21”» автономной некоммерческой организации «Агентство социальных технологий и коммуникаций» и Музея современной истории России при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы.

«Сегодня мы говорим о современных возможностях музеев как важной составляющей сферы гражданско-патриотического воспитания. Музей – это особое место. Место, которое может перевернуть мир каждого посетителя. Даже отдельный экспонат может сделать в образовательном плане больше, чем целый учебный цикл в школе. В последнее время музейная сфера выходит на новый уровень, трансформируется классическая музейная форма, все больше становится интерактивных форм взаимодействия с посетителем, появляется возможность совместного создания экспозиций, внедряются мультимедийные и IT-технологии. Все это усиливает сферу гражданского воспитания, помогает становлению гражданского общества», – отметила Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию.

О долгосрочной программе развития школьных музеев рассказала Елена Слесаренко, руководитель детского центра Музея Победы. Программа «Школьный музей Победы» была инициирована в 2019 году и сегодня является долгосрочной программой формирования воспитывающей среды на базе школьных музеев. Участие в этой программе позволяет школьным музеям по всей России обмениваться опытом в создании экспозиций, находить новых партнеров и проводить различные мероприятия для современных школьников в самых разных форматах. Стать партнером этой программы может любая образовательная организация страны. Партнерская сеть охватывает более тысячи школьных музеев в 86 субъектах РФ.

Никита Аникин, заместитель генерального директора Государственного центрального Музея современной истории России, отметил, что для музеев сотрудничество с НКО – возможность выигрывать гранты, привлекать дополнительное финансирование к проектам. И конечно, расширение аудитории музея.

«Действительно, роль и функции музеев в обществе серьезно поменялись, и, в частности, концепция развития нашего музея, принятая еще в 2014 году, подразумевает создание открытой дискуссионной площадки, образовательной в том числе. Поэтому для нас сотрудничество с НКО – это еще и возможность тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями на новом уровне. В период пандемии музей в формате онлайн посетили более 18 миллионов человек, до ограничений мы не могли о таком даже мечтать. И конечно, во многом это заслуга наших партнеров, которые помогли запустить целый ряд онлайн-проектов», – сообщил он.

О новых миссиях музеев как проектных офисов детско-взрослых общностей, напомнил Игорь Павлов, член-корреспондент Российской академии образования, член Общественного совета Музея Победы, эксперт программы «Школьный музей Победы».

«На сегодняшний день у нас многопозиционное образование, то есть оно в этом смысле всегда выходит за рамки того, что мы традиционно принимали за школу и школьное обучение. И в данном контексте, конечно, всегда появляются новые миссии музеев, поэтому в новой школьной программе музеев мы позиционируем их как проектные офисы детско-взрослых общностей», – сказал эксперт.

Он отметил, что такой опыт, как межпредметные коммуникации и разновозрастные объединения, позволяет реализовывать очень интересные проекты. Например, интегральный проект, связанный с туризмом, «Путь героя».

«Такой подход к музеям заставляет переопределить их место в обществе. Если у нас в традиционном понимании музей – это что-то о прошлом, то мы продвигаем девиз “Музей – это завтрашний день”. То есть музей – это коммуникативная площадка, формирующая будущее нашей страны», – подытожил он.

Подробно об экспериментальных проектах, которые реализуются в Государственном Дарвиновском музее, рассказала его представитель Наталия Михайлова. Важной частью миссии музея является формирование экологического мировоззрения и просвещения. В музее есть масса просветительских программ, праздники, тематические мероприятия, интерактивы, специальные экспозиции, которые направлены на посетителей самого разного возраста.

«Сегодня в нашей работе мы применяем экспериментальную форму в виде творческих лабораторий. Экспозиционная деятельность является одной из основных видов деятельности музея, поэтому ежегодно мы формируем разнообразные временные выставки по той или иной тематике. В позапрошлом году мы впервые попробовали формат творческой лаборатории для молодых художников и студентов, чтобы сформировать очень необычные и нестандартные, актуальные для современной действительности формации. Тогда в мероприятии приняли участие 178 художников, 45 из них прошли отбор, после чего были погружены в глубокий исследовательский интенсив. В результате мы получили очень необычную тотальную инсталляцию, которая рассматривала строение всего живого, начиная от биологической клетки и заканчивая клеткой метафизической. Прямо сейчас у нас проходит творческая лаборатория, в которой участвуют 40 художников», – сообщила Наталия Михайлова.

Инклюзивный музейный проект «Концерт в темноте», который реализуется последние пять лет, представил Игорь Думенко, директор Государственного музея – культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского.

«Это создание интеллектуальной собственности и эксплуатация этой интеллектуальной собственности, которая обеспечивает занятость и добавочную стоимость. Таким образом, данный проект имеет не только культурную ценность, но и социальную значимость. Также стоит отметить, что он является неотъемлемой частью внутренней экономики музея», – сказал он.

Московская городская дума уже шестой год реализует программу памяти о московском народном ополчении, сообщила Ирина Полтавец, начальник информационно-библиографического отдела информационно-аналитического управления аппарата Московской городской думы.

О том, как работает Государственный музей обороны Москвы, рассказала его представитель Ксения Наземцева: «Музей занимается подготовкой будущих специалистов по истории и в музейном деле. Откровенно говоря, пока мы не делаем акцент на новых опытах, сейчас мы делаем ставку на классические формы работы».

Артем Шилин, руководитель проекта «Академия музея Победы», рассказал, что проект стартовал в сентябре 2021 года и был инициирован как образовательная площадка, миссией которой является развитие механизмов и сопровождение социокультурных проектов в России.

«Перед нами была поставлена достаточно конкретная цель – формирование кадрового потенциала и развитие компетенций у специалистов в сфере музейной педагогики. И на первичном этапе совместно с детским центром мы инициировали взаимодействие партнеров», – сказал эксперт.

По итогам сессии участники выделили следующие форматы сотрудничества музеев с гражданскими инициативами, СО НКО и добровольцами:

  1. Патронат (на примере детского центра Музея Победы): патронат федерального музея над более чем тысячью школьных музеев страны, школьные музеи приобретают статус партнера Музея Победы – это позволяет эффективно обмениваться практиками, формировать сообщество. Музей в этом смысле выступает как проектный офис детско-взрослой общности, формирующий воспитывающую среду.
  2. Партнерство в разработке и реализации совместных социальных проектов, привлечение дополнительного финансирования (грантовых средств).
  3. Генератор образовательных технологий: музей разрабатывает и предоставляет инновационные культурные, образовательные, коммуникативные технологии для образования, в том числе когда сама школьная среда становится музеем.
  4. Открытые просветительские программы и интерактивы: музеи привлекают молодежь как амбассадоров идей и ценностей, носителем которых является музей.
  5. Музейные волонтеры и музейное волонтерство: в данном случае музей – это точка притяжения горожан разных возрастов, жители сами могут быть волонтерами для музея (дизайнеры, IT-специалисты, художники и т. д.), музей также может оказывать волонтерскую помощь жителям.

Организаторы пригласили всех участников стать экспертами и партнерами Московского открытого форума «Музей для Москвы», который состоится в ноябре 2022 года в рамках комплексного проекта «Клуб неравнодушных – 2022 “Тверская, 21”».