Согласно нормам закона: в Общественной палате обсудили вопросы городского хозяйства и экологии
Комиссия Общественной палаты по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды провела расширенное заседание, в ходе которого обсуждались вопросы подготовки нового издания Красной книги Смоленской области, а также состояние детских игровых площадок и их приведение в нормативное состояние.
В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций и ученые.
Говоря о первой теме, предложенной к обсуждению, член Комиссии по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды Елена Гиндуллина отметила уникальность природы нашей области. Это, по словам общественницы, обусловлено физико-географическим положением региона – на Смоленщине проходит граница водоразделов трех морей, а также граница трех зоогеографических провинций.
«В таких условиях наблюдается не только своеобразие фауны и флоры, но и повышенное биоразнообразие. Это обстоятельство всегда привлекало внимание ученых», – подчеркнула она.
Елена Гиндуллина напомнила, что первое издание Красной книги Смоленской области вышло в 1997 году, а перечень внесенных в нее видов был обновлен в 2012 году.
«Спустя 10 лет опять назрела необходимость ее обновления. Я уверена, что эта работа активизирует исследования фауны и флоры нашего региона, а также позволит выявить новые виды, которые нуждаются в защите», – сказала она.
С основной информацией о работе над Красной книгой участников заседания познакомил заведующий кафедрой экологии и химии Смоленского государственного университета доктор биологических наук Михаил Гильденков. В числе основных направлений проводимой работы он назвал обеспечение мониторинга и ведение государственного кадастра всех редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, научное обеспечение ведения Красной книги России и Красных книг субъектов, развитие эколого-просветительской деятельности, а также обеспечение регулярного обновления Красных книг. Вместе с тем, эксперт отметил разницу между российской Красной книгой и международной:
«В нашей стране Красная книга – норма закона. Все, что в нее внесено, охраняется юридически, а международная Красная книга – просто информация о том, насколько те или иные виды редкие, никакой юридической силы нет».
Подготовка обновленных перечней видов животных, растений и грибов, нуждающихся в защите, уточнил Михаил Гильденков, давно назрела, поскольку перечни видов, которым требуется охрана, постоянно меняются. Здесь, по мнению выступающего, есть несколько этапов дальнейшей работы: составление собственно перечней охраняемых видов, а затем – издание нового выпуска Красной книги Смоленской области. Подготовка перечней, по словам ученого, не потребует существенных финансовых затрат. А вот непосредственно издание Красной книги в настоящее время вызывает обеспокоенность у экспертного сообщества региона, поскольку даже над подготовкой электронного издания будет работать авторский коллектив, потребуются иллюстрации и карты. Все это потребует определенных средств, которых в настоящее время в бюджете Смоленской области нет. Кроме того, считает Михаил Гильденков, Красная книга должна быть выпущена и в бумажном виде – хотя бы ограниченным тиражом – для библиотек и образовательных учреждений области.
Выслушав докладчика, председатель Комиссии по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды Светлана Крючкова сообщила:
«Комиссия включит просьбу об изыскании средств из регионального бюджета на публикацию Красной книги Смоленской области в решение заседания».
В продолжение заседания участники мероприятия обсудили вопросы, касающиеся состояния детских игровых площадок в населенных пунктах региона. Многие из них, отметила Светлана Крючкова, пришли в непригодное для использования состояние и представляют опасность для детей.
В ходе заседания, в частности, была представлена информация о том, что детские площадки устанавливаются в населенных пунктах в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» – однако в данном случае речь чаще всего идет об общественных территориях. Если имеются в виду дворовые территории, то установка детских или спортивных площадок на них требует, в соответствии с условиями нацпроекта, софинансирования со стороны собственников жилых помещений многоквартирных домов
Отмечалось также, что оборудование площадок, а также их содержание в надлежащем и безопасном для использования состоянии – прерогатива органов местного самоуправления. В случае нехватки средств в муниципальных бюджетах, местные власти могут обратиться в Администрацию Смоленской области с просьбой о выделении средств из резервного фонда. Вместе с тем, членов Общественной палаты особо интересовал вопрос, проводится ли эта работа на системной основе. Как проинформировали участников встречи представители Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Губернатор Алексей Островский дал поручение о ликвидации существующих детских и аварийных площадок. В настоящее время, в соответствии с этим указанием, в муниципальных образованиях региона составляются перечни таких объектов. По завершению этой работы будут приниматься решения либо о приведении площадок в безопасное состояние, либо об их демонтаже.
Определенные сложности в проводимой работе, констатировали участники заседания, вызваны тем, что многие площадки сейчас бесхозные, поскольку их зачастую строили без оформления собственности на земельные участки.
«Город ведет работу. Мы закрепляем территории за домами, но надо понимать, что собственники не всегда идут на то, чтобы размежевать территорию, чтобы в нее вошла площадка, а город отвечать за те площадки, которые стоят на территории многоквартирных домов, не может», – констатировала заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска Ольга Кузьмич.
В ходе заседания, помимо прочего, прозвучали и предложения, призванные изменить подходы к работе с детскими площадками как в областном центре, так и в населенных пунктах региона. В частности, участники встречи предложили рассмотреть возможность заключать договоры между администрациями муниципальных образований и управляющими организациями, в рамках которых УК будут следить за состоянием детских площадок и при необходимости ремонтировать их.