07.06.2022

Воспитание детей в условиях новой реальности: проблемы, тенденции, перспективы

7 июня в Общественной палате РФ начал работу IV общенациональный родительский форум на тему «Вектор воспитания: традиции, тенденции, перспективы».

Целью мероприятия стала выработка предложений в адрес Министерства просвещения по взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания подрастающего поколения с опорой на модель «Школа Минпросвещения России».

«Сегодня мы должны настроиться на то, чтобы наши разного рода подходы и методологии слились в единую сумму и определили дальнейшее развитие наших школ, семей и педагогической и родительской общественности. Но самое главное – детей. В действительности, сегодня дети определяют лицо будущей страны, к которой мы все стремимся», – сказал Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета.

Вопросы воспитания, а также взаимодействия семьи и школы жизненно важны для детей и страны в целом, отметила Анна Кузнецова, заместитель председателя Госдумы РФ.

«По инициативе Президента в России реализуется закон о воспитательной работе в системе образования. В соответствии с планом мероприятий Десятилетия детства образовательные программы предусматривают формирование знаний о традиционных семейных ценностях. По поручению главы государства сейчас разрабатывается концепция создания, развития и продвижения детского позитивного контента. Помимо этого, формируется модель школы Минпросвещения России. И это все действительно прекрасно, нужно и актуально. Но еще важнее – услышать самый главный голос в этом процессе. Голос наших родителей и наших детей», – сказала она.

Кроме того, эксперт добавила, что сегодня важно не только дать отпор существующим вызовам, но и предупредить все возможные риски, и воспитание в данном случае является важнейшим ресурсом.

Замминистра просвещения РФ Денис Грибов согласился с тем, что в условиях текущих исторических событий и глобальных угроз, с которыми столкнулась Россия, воспитание подрастающего поколения приобретает новые смыслы и, по сути, становится гарантом национальной безопасности. По его словам, последние годы стали новым этапом развития единой системы воспитания во всех образовательных организациях.

Презентацию о вызовах современного общества и воспитательных возможностях детских общественных организаций представила Надежда Куранина, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности. По ее словам, текущее положение в мире требует мгновенного реагирования и адаптации к стремительно меняющейся реальности. Для этого необходимо создать неограниченные возможности переработки информации и получения новых знаний. Субъектами современных воспитательных отношений выступают представители разных поколений детей и взрослых, и они должны исследовать мир вокруг себя через позитивный, созданный профессионалами контент.

«Очень многое в данном случае могут дать детские общественные организации. Они могут выступать в качестве площадок для профориентации и социальных проб, а также для новых воспитательных проектов образовательных организаций», – предположила она.

Говоря о создании «Школы Минпросвещения России», Лариса Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ, заявила, что департамент полностью поддерживает данную инициативу хотя бы для создания среды равных возможностей для всех детей вне зависимости от семейного положения и их социального статуса.

«Для того чтобы эта работа была выстроена грамотно и профессионально, чтобы выстроить мостик доверия между педагогами, родителями и детьми, безусловно, особенно важен диалог всех участников данного процесса», – подчеркнула она.

С докладом о взаимодействии с родительской общественностью в системе общего образования РФ и о проекте «Школа Минпросвещения России» выступила Наталья Костюк, заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ. Ведомство в рамках государственного задания формирует условия для реализации мероприятий по развитию взаимодействия с родительской общественностью. Основными направлениями в данном случае выступают обеспечение доступности качественного образования, организация обучения для детей с ОВЗ, контроль организации питания, урегулирование отношений между участниками образовательного процесса, осуществление финансового контроля деятельности школ, а также профессиональная ориентация обучающихся.

«Если говорить о «Школе Минпросвещения России», то это проект, направленный на создание некоего единого центра образования и просвещения как для детей, так и для взрослых. Соответственно, по итогам это должна быть площадка для заинтересованных сторон, поэтому мы приглашаем всех для взаимодействия и работы над концепцией проекта и его дальнейшей реализацией», – подытожила она.

По мнению Натальи Москвитиной, члена Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, одной из основных проблем в сфере образования на сегодняшний день является отсутствие хорошего семейного контента в интернете.

«Чтоб понимать: в среднем современные подростки проводят на просторах интернета от шести часов ежедневно. И тут, конечно, вопрос в том, как они там проводят время, что они там делают. И с этим нужно что-то делать. К сожалению, в школах с ними не говорят о семье, зато с ними об этом говорят в интернете. Но, опять-таки, как говорят, в каком контексте? Конечно, вопросов очень много, и их все нужно решать. Но начать я предлагаю с того, чтобы поддержать подростков-блогеров, которые делают просемейный контент. Такого формата информационную кампанию можно назвать “Старший брат” и провести во всех школах страны. На мой взгляд, это будет интересно как детям, так и взрослым», – предположила эксперт.

Завершая мероприятие, Павел Пожигайло, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, добавил, что все инициативы, которые обсуждались на площадке ОП РФ, рассматривались в органах исполнительной власти.

«Так было с законом о суррогатном материнстве, так было со званием матери-героини, так будет и сейчас. Наше сегодняшнее заседание однозначно будет иметь результат, и все идеи и предложения по итогам будут направлены в профильные ведомства и министерства», – сказал он.