Создать систему экообразования и экопросвещения в России
В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Зачем России система экообразования и экопросвещения и как ее построить?».
Целью мероприятия стало обсуждение барьеров в развитии и выработка подходов для построения эффективной системы непрерывного экологического образования и подготовки кадров для зеленой экономики на государственном уровне.
«Не первый раз обсуждаем в ОП РФ тему развития экологического образования в России. Казалось бы, все условия для этого созданы. Есть соответствующие поручения и Президента, и Правительства РФ. И Минприроды приступили к разработке отдельного федпроекта «Экологическое образование» в рамках нацпроекта “Экология”, но дело по-прежнему буксует, сдвинуть дело с мертвой точки и начать системно формировать экологическую культуру в обществе не получается. Значит, мы – общественность оказались недостаточно убедительны, обосновывая остроту вопроса и значимость развития экологического образования для процветания страны. Между тем, все люди должны четко осознавать и понимать, зачем это нужно и почему выгодно каждому отдельному человеку», – сказала, открывая заседание, Елена Шаройкина, председатель Координационного совета по экологическому благополучию при ОП РФ.
С докладом на тему «Система непрерывного экологического образования и подготовка кадров в целях устойчивого развития» выступила Зоя Федотова, руководитель проекта направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ). По ее словам, в конце 2021 года АСИ приняло Национальную экологическую инициативу как один из основных векторов реализации стратегии Агентства на ближайшие три года.
«Безусловно, важным направлением для нас является поиск и поддержка эффективных практик в сфере образования и просвещения, направленных на формирование экологической культуры и экологически устойчивого образа жизни населения страны, а также формирование сильного партнерского и экспертного сообщества в данной повестке. Эти задачи мы реализуем, в том числе, и в рамках Форума “Сильные идеи для нового времени”. С помощью команды лидеров проектов мы собираем системные предложения по теме экообразования и подготовки “зеленых” кадров, которые могут быть предложены на федеральном уровне. И тут замечу, что таких эффективных практик достаточно много, им необходима поддержка в системном развитии и масштабировании », – рассказала она.
Ирина Маканова, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России, поделилась:
«Для того, чтобы развивать экопросвещение в России, мы издаем замечательные книги, а также сделали сайт Заповедной библиотеки, где выложены труды нашего научного сообщества. Если говорить о развитии системы кадров, то мы сделали заповедную ярмарку вакансий для работы в этой сфере», – сообщила она.
По мнению Ларисы Шмельковой, старшего научного сотрудника ФГБНУ ИСРО РАО, сформированность экологической культуры граждан России – это условие национальной безопасности. Это задача глобальная по своему масштабу и межведомственная по содержанию. Для ее обеспечения необходимы соответствующий инструментарий: стратегические, нормативные правовые документы и организационные механизмы. Как минимум, утвержденная на уровне Правительства России стратегия или концепция непрерывного экологического образования и просвещения. С последующей регламентацией ее положений соответствующим федеральным законодательством, а также организационными действиями в формате национального проекта или государственной программы.
«Сдвинуть с места эту глыбу» под силу лишь межведомственной рабочей группе, созданной при Президенте или Правительстве России», – отметила она.
О существовании экопрограмм по обучению пенсионеров и дополнительном образовании для взрослых в этой сфере рассказала профессор МГУ Елена Тимофеева. Она подчеркнула, что нужен комплексный подход к формированию экокультуры. По ее словам, сейчас нет единой понятийной системы, существуют стихийные просветительские программы, но нет четкого понимания, что такое экологическая культура.
Дмитрий Ермаков, профессор Российского университета дружбы народов, добавил, что экообразование – это пускай и многомерный, но понятный термин, и в этой сфере есть учебные результаты.
«А вот если говорить о жизненных результатах, возникают вопросы. Нужно объяснять людям, зачем заботиться об окружающей среде с точки зрения жизни, здоровья. Нужно говорить об экокультуре как способе жизнедеятельности», – подчеркнул эксперт.
Презентацию о деятельности семейного экологического движения «ЭКОпатруль Новая жизнь» и барьерах, с которыми оно столкнулось, представила Ольга Родькина, член Комиссии по экологии ОП Республики Хакасия. Данный проект нацелен на объединение детей и взрослых для обучения новому образу жизни и выполнение практических действий для сохранения природы.
«Тем не менее, успешной реализации поставленных нами задач мешают межведомственные конфликты, конфликт между экологическим образом жизни, ресурсосбережением и обществом потребления в целом, а также несоответствие системы иерархии ценностей у “назначенных” экопросветителей», – подытожила она.
Виктория Моисеенко, заместитель начальника Института развития профессионального образования, отметила, что в данный момент все ФГОСы СПО актуализируются по новому макету, разработанному с представителями образовательных организаций с учетом потребностей работодателей. В состав общих компетенций также вошло содействие сохранению окружающей среды и ресурсосбережению.
«Все это теперь входит в социально-гуманитарный блок, и все эти дисциплины сейчас будут преподаваться. Они станут такой же частью федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, как и другие базовые предметы вроде изучения родного языка», – сказала она.
По мнению Натальи Хмаро, заместителя начальника отдела Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России, эковоспитание должно стать основополагающим с ранних лет, и важную роль в данном случае будет играть воспитательная среда, в которой дети будут расти.
«Безусловно, экообразование необходимо вводить как в школах, так и в детских садах, но для этого нужны профильные специалисты, эксперты, которые смогут говорить о чем-то сложном просто. Соответственно, нам необходимо привлекать к этой работе студентов и выпускников экологических и биохимических факультетов в педагогических вузах», – поделилась мнением эксперт.
Татьяна Честина, председатель правления движения ЭКА, ответственный секретарь Координационного совета по экологическому благополучию при ОП РФ, добавила, что экологические проблемы вызывают экономические и социальные, ведут к финансовым потерям. Соответственно, в поисках поддержки со стороны профильных ведомств необходимо выстраивать диалог с их представителями и на этом языке, показывать ущербы и риски.
«Все экологические проблемы вызывают социальное напряжение. Грязный воздух, пожары, рубки лесов, изменение климата и т.д., – все это влияет на здоровье людей, ведет к потерям в экономике», – сказала она.
Ирина Петрунина, заместитель начальника Центра по внедрению принципов устойчивого развития «Газпромбанк», отметила, что на сегодняшний день нет инструмента, который бы позволил эффективно реализовать все поставленные задачи.
«На данный момент у нас есть два реально рабочих инструмента – государственные программы и интегральные продукты: национальные и федеральные проекты. И конечно, нам нужно “дожимать” эту тему, и предлагать запустить самостоятельный национальный проект по устойчивому развитию», – предложила она.
Завершая мероприятие, Елена Шаройкина поддержала идею председателя правления НКО «Челябинский Зеленый Крест» Марии Соболь использовать в риторике о значимости экообразования аргумент о прямой взаимосвязи демографического состояния и экологического благополучия.
«На мой взгляд, связь между этими темами принципиально важна, потому что демография – самое слабое место России. Наша страна вымирает, и только материнским капиталом ситуацию не исправишь. Растет уровень заболеваемости, бесплодия, и далеко не последнюю роль в данном случае играет экология. От здоровья окружающей среды и баланса в экологии зависит жизнь и здоровье каждого из нас. И только с помощью системного и непрерывного экологического образования мы сможем добиться не только глубинного понимания этого тезиса каждым жителем России, но и осознанного перехода общества к зелёной модели жизнедеятельности», – отметила она.
По итогам работы круглого стола эксперты приняли решение подготовить совместный доклад для Правительства РФ о необходимости развития системы экообразования и формирования экокультуры.