12.07.2022

Закон о социальном заказе: повысить адресность и доступность услуг населению

В Общественной палате РФ в рамках конференции «Конкуренция на равных» состоялся круглый стол «Негосударственный сектор и благополучие граждан».

Федеральный закон о социальном заказе, принятый в июле 2020 года, предоставил НКО возможность оказывать социальные услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. По мнению экспертов, это способствует созданию конкурентной среды и повышению качества социальных услуг, делая их более адресными и доступными. Закон уже апробируется: начиная с 2023 года количество пилотных регионов увеличится до 34.

Какие дополнительные меры поддержки существуют для НКО, что могут сделать организации и регионы для того, чтобы повысить качество и доступность соцуслуг, обсудили участники круглого стола – первого этапа конференции «Конкуренция на равных», которая пройдет в ОП РФ 22 июля и где будут подведены первые итоги реализации закона о соцзаказе в регионах.

Революционными назвала изменения в сфере соцзаказа Лана Самарина, первый заместитель главного редактора информационного агентства России «ТАСС», модератор мероприятия.

«Мы обсуждаем социально важный аспект – роль негосударственного сектора в социальном заказе. До недавнего времени социальные или бюджетные услуги оказывали организации, созданные самим государством, а участие негосударственных организаций было фрагментарным и в достаточно узких сферах. Федеральный закон о социальном заказе должен расширить участие негосударственного сектора в этой сфере. Цель – чтобы качество и доступность услуг у социально незащищенного населения улучшились», – пояснила она.

Практика показывает, что в ряде регионов социальная активность НКО выше, чем в остальных. С чем это связано и что делается в регионах, чтобы стимулировать третий сектор, рассказала Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. Она напомнила, что в очередном рейтинге третьего сектора «Регион НКО» лидерами по социальной значимости стали Ханты-Мансийский автономный округ, Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Новгородская области. И именно в этих регионах оказалось больше всего НКО – исполнителей социальных услуг.

Если в одних регионах такая активность некоммерческого сектора сложилась исторически – это, например, Москва, Санкт-Петербург, то в других приходится прилагать усилия для ее развития. Кроме того, значение имеет экономическая мощь того или иного региона и поддержка региональных органов власти, отметила спикер.

«Есть регионы, где органы власти не считают приоритетом поддерживать некоммерческий сектор. А бывает, что и сектор сильный и поддержка хорошая – это, например, Ханты-Мансийский автономный округ. Здесь органы власти приложили много усилий, чтобы поддержать развитие и становление сектора, в том числе в оказании бюджетных услуг – это лидерский регион по всем направлениям», – поделилась Елена Тополева-Солдунова.

Также она привела в пример Псковскую область, которая, не будучи столь экономически развита, как ХМАО, и изначально занимая невысокие позиции в рейтинге, приложила усилия и существенно улучшила свои показатели.

«Предлагаю органам власти проанализировать эти взаимосвязи: взять регионы с самой развитой социальной сферой и посмотреть, есть ли прямая корреляция с участием и ролью негосударственного сектора», – предлагает руководитель профильной комиссии ОП РФ.

Закон о социальном заказе полностью меняет систему участия негосударственных организаций в оказании соцуслуг. Войти региону в эту систему без специальной подготовки сложно, считает Оксана Коротеева, директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство»: «Развитие сектора связано не только с финансированием, созданием налоговых условий, информационной составляющей – здесь очень важна образовательная, обучающая поддержка, необходимо развивать компетенции всех участников, учитывая, что новый закон достаточно сложен. И такая обучающая программа нами уже разработана и апробирована».

Действительно, среди органов власти и поставщиков услуг есть сложности с пониманием закона о социальном заказе, согласилась Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Поэтому фонд разработал свою обучающую акселерационную программу, где некоммерческий сектор сможет проработать свои возможности по формированию устойчивой финансовой модели и по оказанию социальных услуг. Программа будет запущена уже в этом году.

Как региону удалось стать одним из лидеров в сфере развития третьего сектора и оказания населению социальных услуг, рассказала Лариса Шанаурина, заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. По ее словам, была сформирована экосистема по принципу «дать удочку, а не рыбу» в непосредственном взаимодействии с федеральной и региональной общественными палатами, властью, социальными предпринимателями, социально ориентированными НКО и населением, которое будет получать услуги.

«Упаковка идет от идеи до ее реализации. Повсеместное сопровождение. Должна быть заинтересованность всех сторон. Например, мы вовлекаем и законодательную власть. В прошлом году инициировали с Общественной палатой ХМАО закон о развитии общественно полезной сферы в Югре, который направлен на поддержку социально ориентированных НКО и социальных предпринимателей».

Что касается эффекта от реализации закона о соцзаказе, то в ХМАО, поделилась Лариса Шанаурина, его считают по увеличению количества людей, получающих услуги у негосударственного сектора. Сегодня каждый четвертый житель Югры пользуется услугами негосударственных поставщиков; 42 процента в реестре поставщиков – это негосударственные организации; количество трудоустроенных у негосударственных поставщиков составляет более 4,5 тысячи человек.

Позитивные результаты реализации закона о социальном заказе озвучил Алексей Лавров, заместитель министра финансов Российской Федерации: «Если говорить в цифрах, 16 регионов стартовало, сейчас их 34 – это фактически практика, а не пилот. Количество услуг в соцзаказе выросло с 24 до 114 по шести направлениям, а в этом году добавился соцзаказ в туристической сфере – это порядка 100 тысяч школьников с обязательным использованием сертификата».

Но и это не все. По словам Алексея Лаврова, на днях в Госдуму будет внесен законопроект, который расширит сферы соцзаказа – туда добавят еще два направления: «Профилактику социально опасных заболеваний» и «Физкультуру и спорт». Более того, он будет встраивать в общую конструкцию госзаказа дополнительное образование школьников.

«Таким образом, уже в следующем году мы должны увидеть масштабное увеличение сферы», – прогнозирует он.