Общественный контроль станет преградой для демпинга на рынке охранных услуг
Что мешает навести порядок на рынке охранных услуг? Поможет ли общественный контроль избавиться от недобросовестных участников рынка? Поиску ответа на эти вопросы был посвящен круглый стол «Меры противодействия демпингу на рынке частных охранных услуг. Общественный контроль за процедурой проведения конкурсов», который 23 января состоялся в Общественной палате РФ. Участниками дискуссии, прошедшей по инициативе Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, стали члены ОП РФ, охранных агентств, контролирующих органов, региональных властей и общественных организаций.
Открывая дискуссию, председатель комиссии ОП РФ Михаил Аничкин обрисовал суть проблемы, отметив, что на рынке охранных услуг присутствуют недобросовестные участники — организации, которые занимаются демпингом.
«Я всегда задавал вопрос, в том числе регулятору: а почему их нельзя выкинуть с рынка? Все же знают, что это за организации, а они все равно существуют! Часто ссылаются на то, что закон определяет, что победить должен тот, кто дает меньшую цену. Но это же нонсенс! Невозможно предоставить квалифицированную услугу за маленькие деньги. На протяжении нескольких лет экспертное сообщество задает вопрос: почему наше законодательство, правоохранительные органы не достают тех недобросовестных участников рынка, которые фактически подрывают доверие к нему и к тем охранным агентствам, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с договором?» — отметил он.
По мнению спикера, очистить рынок от недоброкачественных услуг поможет организованная система общественного контроля за деятельностью законодательных и исполнительных органов по пресечению незаконной деятельности на рынке охранных услуг. Он напомнил, что больше всего недобросовестные участники боятся информационного освещения совершенных ими нарушений, благодаря чему информация о положении дел становится достоянием общества.
«Если нам удастся создать такой механизм общественного контроля, в котором будут задействованы все наши структуры вместе с региональными общественными палатами и федеральной Общественной палатой, то это поможет значительно повернуть ситуацию на рынке», — выразил уверенность Михаил Аничкин.
Демпинг, формирование начальной максимальной цены контракта с нарушением требований приказа № 45 Росгвардии, который регулирует механизмы формирования цены, и отсутствие объективного контроля за качеством предоставляемых услуг — основные причины низкого качества охранных услуг. Так считает президент российского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Козлов. В своем выступлении он уделил особое внимание вопросам, связанным с формированием начальной максимальной цены контракта. По его словам, государственные заказчики, обладая ограниченным бюджетом на охранные услуги, в нарушение требований приказа № 45 сокращают не объем, а цену этих услуг — стоимость человеко-часа. В результате начальная максимальная цена контракта зачастую бывает ниже себестоимости охранных услуг. Как следствие, нарушаются нормы налогового законодательства и законодательства об оплате труда.
Спикер также предложил запретить закупку охранных услуг методом аукциона, сделать обязательной внешнюю экспертизу качества охранных слуг и внедрить систему общественного контроля.
Прозвучавшие предложения об организации контроля качества прокомментировала исполняющая обязанности заместителя директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Екатерина Баранова. Она отметила, что ведение контроля за качеством и проведение обязательной внешней экспертизы ставит вопрос расходования средств. Но решение вопроса может заключаться в профильном регулировании.
«Все, что было возможно сделать для регулирования рынка охранных услуг, мы уже сделали: повысили стоимостной критерий, установили дополнительные требования. Общественность говорила, что это необходимо, мы внесли изменения в законодательство. В остальном требуют доработки отраслевые механизмы», — уверена представитель Минфина.
Позицию министерства поддержала заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Екатерина Кузнецова. При этом она критически оценила прозвучавшее в ходе круглого стола предложение запретить закупку охранных услуг посредством аукциона.
«Мы в очень большом количестве закупок сталкиваемся с такой проблемой, как предоставление недостоверного опыта. Если мы полностью перейдем на проведение закупок охраны конкурсом, боюсь, что участники будут предоставлять “нарисованные” контракты», — поделилась сомнением представитель ведомства.
Наказывать рублем тех участников рынка, которые занимаются демпингом предложил член Комиссии Общественной палаты Ижевска по безопасности и правам человека, председатель правления Центра работодателей Удмуртии Владимир Старцев.
«Если участник рынка в месяц за объект получает 70 тысяч рублей, из них отдает 30 тысяч штрафа за неисполнение контракта, то он поневоле задумается, нужен ли такой контракт, который невозможно выполнить? Он и так демпинг устроил, а тут еще 50 процентов у него забрали», — сказал он.
Однако, по словам эксперта, проблема кроется в том, что ни одного штрафа никому не выставлено, а идут переписки с рекомендацией исправить ситуацию.
Среди мер борьбы с демпингом участники круглого стола также назвали стандартизацию и сертификацию охранных услуг, членство в профессиональных объединениях. Прозвучали предложения отнести охранные услуги к сфере обороны и безопасности; дать заказчику четкий критерий выбора охранных организаций; позволить охранным структурам создавать филиалы, деятельность которых лицензировалась бы на региональном уровне.
В завершение дискуссии Михаил Аничкин поблагодарил собравшихся и заверил, что прозвучавшие мнения будут учтены при подготовке резолюции круглого стола, в которой будут сформулированы предложения для законодательных и исполнительных органов власти.
Фото: oprf.ru