25.01.2024

В обход законов: запрещенные соцсети продолжают влиять на умы россиян

24 января в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Запрещенные платформы как инструмент влияния на российскую аудиторию». Эксперты подняли тему трендов потребления контента в России в 2024 году и обсудили, кто влияет на аудиторию: блогер или платформа, на которой он размещает контент.

Сегодня довольно просто попасть на запрещенную онлайн-площадку: миллионы пользователей устанавливают VPN-сервисы для обхода блокировок, невзирая на предостережения экспертов, отметил председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, председатель Общественного совета при Минцифры РФ, заместитель гендиректора, руководитель регионального департамента ВГТРК и модератор круглого стола Рифат Сабитов. Он также напомнил о рисках использования анонимайзеров.

«VPN — довольно вредная технологическая уловка, которую придумали наши западные “друзья”. Через эти сервисы собирается информация о пользователях, формируется круг их интересов. Таким образом получается влиять на аудиторию. Для меня странно, что люди продолжают пользоваться запрещенными платформами. Содержательной части никакой интересной там уже нет. Многие инфлюэнсеры там с начала СВО проявили свои истинные лица, стали иноагентами», — сказал спикер.

Проблема с доступностью VPN-сервисов сегодня как никогда актуальна и некоторые эксперты видят ее решение в более радикальных методах. При этом уход с запрещенных ресурсов не оставит авторов и блогеров без поля для творчества и заработка, ведь существует много российских аналогов, уверен член комиссии ОП РФ, директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин.

«У инфлюэнсеров, которые много зарабатывали на Instagram* и Facebook*, было время, чтобы перейти и создать свои аккаунты на наших платформах. Если они этого не сделали, то тут они должны пенять сами на себя. Времени прошло много, и пора бы уже принимать решение о запрете VPN на территории РФ. Потому что ни к чему хорошему это не приведет. Это один из механизмов, которые создают угрозу национальной безопасности», — заявил эксперт.

Информационно-психологическое воздействие на Россию — одна из главнейших тем, которая достойна того, чтобы вспоминать о ней каждый день, убежден первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, писателя, начальника отдела производства радиоконтента МИА «Россия сегодня» Армен Гаспарян.

«В ближайшие полтора месяца будет вал всего, потому что всегда во время выборов в нашей стране проходит парад демократических и либеральных войск по донесению до нас “обжигающей правды” о тоталитаризме, в котором мы живем. И совершенно очевидно, что этот электоральный цикл не будет исключением из правил. К этому надо быть готовыми, — подчеркнул он. — Надо научиться развивать свое. В России недостаточно развиваются собственные новые медиа, значительная часть россиян пользуются YouTube, где им могут продемонстрировать ролик неовласовцев, потому что наши отечественные видеохостеры пока оставляют желать лучшего».

В ходе круглого стола затронули и насущную тему цифровой миграции блогеров. По мнению председателя общественного движения «Гражданский комитет России», члена Союза журналистов РФ Артура Шлыкова, лучше всех мотивируют наших блогеров переходить на отечественные платформы именно сами иностранные сервисы. Ведь неоправданная цензура и ограничение для инфлюэнсеров мешают творческой реализации. Пользователи погружены в субъективную, прозападную картину мира. Засилье деструктива на иностранных платформах достигает колоссальных масштабов, считает эксперт. В связи с этим, чтобы обезопасить российских пользователей, в особенности несовершеннолетних, он предложил внести нормативно-правовые изменения.

Важно акцентировать внимание на создании суверенного интернета, убеждена руководитель информационного управления Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Инга Юмашева.

«Имеет смысл выстраивать свой суверенный интернет. Стоит ввести запрет на регистрацию аккаунтов для несовершеннолетних до 15 лет. Рассмотреть возможность блокировки интернет-ресурсов, транслирующих деструктивную идеологию в любых формах, до судебного разбирательства. На федеральном уровне закрепить статус блогеров. Закрепить понятие государственного заказа на производство контента, направленного на продвижение традиционных ценностей», — предложила она.

Помимо этого, по мнению Инги Юмашевой, необходимо увеличить с пяти до 20 процентов квоту на социальную рекламу и установить налоговые льготы для компаний, которые заказывают производство рекламы, использующей образы многодетных семей.

О предвзятости западных онлайн-платформ напомнил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, член Общественного совета при РКН Вахтанг Кипшидзе. По его словам, это касается не только российских блогеров, а всех, кто транслирует традиционные ценности. Подобный контент пессимизируют, поскольку он не перекликается с идеологией стран Запада.

«Все эти факты, к сожалению, продолжают оставаться неизвестными широким кругам общества. Особенно молодым людям, и тем более детям, которые тоже активны в социальных сетях. Поэтому я бы видел важным организацию некой медийной кампании, может быть даже разработку каких-то образовательных курсов, которые бы убедительно свидетельствовали об этих особенностях работы иностранных социальных сетей», — добавил Вахтанг Кипшидзе.

Если экстремистские соцсети распространяют деструктив, то первостепенная задача регуляторов — доносить эту информацию до людей, считает член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН Никита Данюк. В этой области предстоит еще многое сделать, однако успехи в борьбе с фейками и дезинформацией уже есть, уверен он.

«Хочется привести позитивный пример работы Роскомнадзора. Я помню, как ведомство за несколько лет выработало реальные практики, оперативные механизмы для того, чтобы деструктивный контент блокировался», — сообщил он.

Со стороны авторов контента выступил блогер Станислав Васильев, известный как Стас Ай, Как Просто. Он заявил, что важно обратить внимание на доходы инфлюэнсеров и на тех, кто их спонсирует. По мнению Васильева, некоторые блогеры не переходят на российские площадки, поскольку их финансовое благополучие остается неприкасаемым. Иностранные агенты получают заказы на рекламу от крупных российских брендов, а это недопустимо. Единственное решение данной проблемы — это бить по карману, уверен блогер.

Неоднократно в ходе обсуждения речь заходила и о важности развития цифровой грамотности населения.

«Очень много сейчас идет внимания на молодежь, на детей. У нас есть такая мощная структура — Росмолодежь. Но если мы посмотрим на статистику, самая главная аудитория, которая распространяет контент, — это товарищи “серебряного возраста”. На них не распространяется ни одна программа. Я думаю, что это и должно быть новым вектором. Чтобы заниматься образованием этого серебряного возраста. Должны быть миссионеры, которые идут к народу, к людям и рассказывают, что происходит в социальных сетях на самом деле», — поделилась мнением начальник отдела мониторинга и анализа СМИ Совета Федерации ФС РФ, выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Ольга Андерсон.

Настоящие лидеры мнений — это артисты, которым предлагают многомиллионные рекламные контракты. Именно им доверяет аудитория. Некоторые знаменитости уже перешли в российские соцсети, быстро сориентировались и добились успехов на отечественных площадках. Однако те, кто затянул этот процесс, столкнулись с рядом трудностей, рассказала главный редактор «7Дней.ru» Анжелика Пахомова.

Также в работе круглого стола приняли участие медиаменеджер, редактор AfterShock.News и «Великросс», выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Сергей Брекотин, член СПЧ Алексей Мельников, российский актер и блогер Евгений Кузин, блогер Екатерина Лоренс.

Фото: oprf.ru