12.09.2024

Голос блокады: искусство как залог непобедимости

10 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Память о блокаде Ленинграда как основа для формирования чувства патриотизма и национального самосознания на примере реализации выставочного проекта “А музы не молчали…”».

Модератором круглого стола выступила председатель общественной палаты Талдомского городского округа Московской области Светлана Титова. Открывая встречу, она отметила важность сохранения памяти о Великой Отечественной войне.

Опытом сохранения памяти о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда на примере создания музея писателя-фантаста, писателя-мариниста, моряка, героического защитника острова Ханко военкора Евгения Войскунского поделился руководитель Музея писателя Евгения Войскунского, замдиректор московской школы № 1161 Антон Никулин. Он рассказал, что в основу экспозиции музея лег архив писателя — история его семьи, прочно связанная с историей страны, а также подлинные предметы, так или иначе связанные с историей блокадного Ленинграда и в целом Великой Отечественной войны. Он подчеркнул роль школьных музеев в сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании молодежи.

«В прошлом году мы побывали в народном музее культуры и искусства блокадного Ленинграда “А музы не молчали…” Санкт-Петербургской школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича и были поражены масштабам экспозиции этого музея. Очень жаль, что из современной педагогики ушло понятие народный музей, а этот школьный музей именно народный», — отметил он.

Жители блокадного Ленинграда показали высочайшую степень морального духа, считает первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Армен Гаспарян. Он напомнил, что в 1990-е годы подвиг ленинградцев пытались превратить из образца нравственной чистоты, великого русского духа в отвратительный комикс: «Это были попытки размыть наш код как граждан страны, стереть память о героическом прошлом. Но началась СВО — и снова великий русский дух, русская воинская доблесть — все то, что помогло тогда ленинградцам выстоять. Поэтому очень важна любая просветительская работа вокруг таких героических страниц».

О проекте «Блокадная виолончель» и серии выставок, посвященных музыкальному инструменту, рассказала заслуженный работник культуры Республики Татарстан Альфия Рахматулина. История проекта началась в Санкт-Петербурге. Из собрания Музея театрального и музыкального искусства на реставрацию поступила виолончель с надписью: «Инструмент был начат в 1941 г. — окончен в 1956 г. — помешала блокада Ленинграда». Автором инструмента был Алексей Ушаков, яркий представитель московско-ленинградской школы скрипкостроения. Во время блокады виолончель получила повреждения, следы которых заметны по сей день. Современный скрипичный мастер Владимир Китов вернул блокадной виолончели голос, теперь она участвует в выставках и даже солирует.

Руководитель народного музея «А музы не молчали…» Виктория Крылова поделилась опытом проведения уроков мужества со школьниками в контексте преемственности поколений.

Как проводятся занятия, посвященные блокаде и освобождению Ленинграда, в начальной школе, рассказала педагог-организатор средней школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича с углубленным изучением отдельных учебных предметов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Татьяна Арделян.

Красной нитью всех выступлений стал подвиг деятелей культуры и искусства осажденного Ленинграда. Эксперты отмечали, что в сложные моменты истории именно культура играет роль духовной скрепы и становится стержнем патриотического самосознания, а подвиг советских людей, переживших блокаду Ленинграда, стал примером беспрецедентного мужества и героизма. Участники круглого стола пришли к выводу, что сегодня для сохранения памяти о событиях тех лет необходимо активизировать работу школьных музеев, в том числе реализуя на их базе проекты патриотической направленности.

Подводя итоги круглого стола, председатель Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия Ирина Великанова подчеркнула, что тема культуры во время блокады особенная.

«К сожалению, о культуре в блокадном городе знают очень мало. В массовом сознании это умирающий город, в котором работали только оборонные предприятия. И мало кто знает, что в осажденном городе работал даже Театр музыкальной комедии, что шли концерты, и, замерзая, погибая, музыканты исполняли бессмертные произведения классиков. Был подвиг музейщиков, которые сохранили все музейные предметы для потомков, упаковали и спрятали их, был сохранен “Медный всадник” — это тоже подвиг. В блокадном Ленинграде печатались газеты, издавались книги и даже проходили художественные выставки — это ли не чудо?! Обо всем этом важно и нужно рассказывать. Рассказать так, чтобы дети прочувствовали, чтобы они поняли», — сказала Елена Великанова.

По ее мнению, этот разговор особенно важен сегодня, когда идет специальная военная операция: «Мы все время говорили о потерянном поколении, о детях, которые родились в начале века, когда была разрушена система преподавания истории, вообще гуманитарных наук. Было время, когда мы практически не занимались воспитательной и патриотической работой в школе… Но, когда сегодня мы видим, какие подвиги совершают наши мальчишки, видим их отвагу и доблесть, мы понимаем, что, действительно, это и есть тот самый генетический код, который впитали наши дети, впитали с молоком матери, это то, что передается из поколения в поколения. Историческая память — это наша национальная гордость, наша ценность, наши скрепы не на словах, а на деле».

Ирина Великанова рассказала, что в Музее современной истории России тоже проходила большая выставка «Музы непокоренного города». Она выразила уверенность, что подобные выставки еще будут повторяться, и предложила подумать над тем, чтобы в подготовке следующей экспозиции принял участие народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…».

Логическим продолжением круглого стола стало открытие выставочного проекта «А музы не молчали…» на площадке ОП РФ. В экспозиции представлены подлинные документы и предметы — свидетелей тех страшных, трагических и героических дней.

Открывая церемонию, Ирина Великанова призвала отдать дань уважения деятелям культуры, которые остались в блокадном Ленинграде. Она заметила, что многие из них остались в городе, имея возможность эвакуироваться, — они сделали это сознательно, для того чтобы поднимать дух Ленинграда.

«Все, кто творил в Ленинграде, сделали свое искусство залогом непобедимости невской твердыни в кольце, стуже и голоде. Я думаю, то, что было создано в Ленинграде, очень важно показывать сейчас, показывать молодым. Мы просто обязаны обеспечить транзит исторической памяти, — подчеркнула Ирина Великанова. — У нас в музее хранятся рисунки Александра Блэка, художника “Ленфильма”, которые он создал в осажденном городе. Чтобы не умереть, он поставил себе задачу делать зарисовки каждого дня блокадного Ленинграда. Делал он это на обратной стороне обоев карандашом — краски у него не сохранились. Все это аккуратно складывалось в портфель. С этими рисунками связана мистическая история: когда в дом, где он жил, попала бомба, и весь дом был разрушен, портфель таинственным образом уцелел. После войны все эти рисунки он принес в Музей революции. И сегодня это можно считать документами беспощадной честности».

Светлана Титова зачитала приветствие главы Талдомского городского округа Юрия Крупенина.

«Священный долг нашего поколения — сохранить память о тех, кто спас родную землю в суровые годы войны, отстоял наше право на жизнь. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание по праву находится сейчас в числе значимых общенациональных приоритетов. Отрадно, что это большой востребованной работе содействуют такие события и мероприятия, каким, без сомнения, является уникальная выставка “А музы не молчали…”», — говорится в обращении.

Последнее, с чем ассоциируется слово блокада, — это культура и искусство, тем не менее сами блокадники говорят, что именно это помогало выживать и вселяло веру в победу, заметила Виктория Крылова. Она обратила внимание, что представленные в экспозиции программки музыкальных концертов рассказывают о том, что в осажденном городе, где не работало отопление и водопровод, где не было электричества, зато был сумасшедший голод и безумный холод, людьми востребована музыка, востребована поэзия.

«Голос Ольги Берггольц звучит из каждой блокадной “тарелочки”, из репродукторов на улицах. Подтверждение этому мы находим буквально на каждом шагу выставки», — сказала Крылова.

Спикер подчеркнула, что для того, чтобы выставка увенчалась успехом, организаторы провели большую кропотливую работа: «Уверена, что здесь каждый откроет для себя не только историю, не только огромный пласт культуры, но и найдет ответ, почему не только хлебом единым жив человек и что значит сила духа, в чем именно она заключается».

Слова благодарности организаторам выставки — Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, общественной палате Талдомского городского округа Московской области и народному музею «А музы не молчали…» средней школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича — выразила Альфия Рахматуллина. Она заметила, что о блокадном Ленинграде можно говорить очень много — это уникальный город, в котором все — каждый камень, каждое дерево, каждая капля воды — было сосредоточено на том, чтобы победить.

«А сегодня вы услышите и увидите, как искусство выходило большим фронтом, чтобы город не умирал, чтобы город жил», — обратилась она к первым посетителям выставки.

Фото: oprf.ru