23.10.2024

Нейросети — новые горизонты профразвития педагога, но последнее слово — за человеком

Развитие информационных технологий, в особенности искусственного интеллекта, в последние годы наряду с восхищением, вызывает и вполне понятные опасения: не случится ли так, что что нейросети вытеснят людей из привычных сфер деятельности? Главный научный сотрудник Педагогического конструкторского бюро доктор педагогических наук Александр Прутченков убежден, что этого не произойдет, по крайней мере, в обозримом будущем. Напротив, для специалиста, в частности педагога, нейросеть, которая намного быстрее человека способна найти и проанализировать нужную информацию, может стать ценным помощником в профессиональной деятельности.

22 октября для участников Всероссийского форума специалистов системы воспитания «Растим гражданина», проходящего в Общественной палате РФ, Александр Прутченков провел образовательный мастер-класс «Искусственный интеллект: решение задач», в ходе которого наглядно продемонстрировал, как возможности искусственного интеллекта можно использовать в педагогической практике.

«Я пытаюсь найти какие-то новые форматы, которые позволяют расширить горизонты для любого педагога, родителя, ребенка. Нейросеть, которая максимально имитирует работу человеческого мозга, подходит для этого как нельзя лучше. Давайте рассматривать ее как консультанта, который действительно усиливает наши креативные возможности», — призвал он участников мастер-класса.

По мнению спикера, с помощью нейросети педагог может быстро и эффективно решать самые разные задачи: написать письмо родителям учеников, придумать оригинальную идею для занятий, составить сценарий мероприятия, подготовить иллюстрации. Он пояснил, какая конкретная нейросеть лучше подходит для тех или иных задач, какие существуют технические возможности для работы с нейросетями на разных платформах.

Главное — уметь правильно использовать возможности искусственного интеллекта. Качество и точность информации, генерируемой нейросетью, в первую очередь зависит от промпта, т. е. обращенного к ней запроса. Как и при общении с человеком, чтобы получить адекватный ответ на свой запрос, необходимо максимально понятно объяснить, что вам нужно. Александр Прутченков дал участникам круглого стола ряд практических советов, как добиться от нейросети желаемого результата. В частности, составляя запрос, нужно четко указывать, какой документ вы хотите получить, для какой целевой аудитории, начинать обращение со слов, обозначающих конкретные действия — «дай название», «придумай», «сформулируй», «составь», разделять задачи двойными двоеточиями. И конечно, не стоит всецело полагаться на мощь искусственного интеллекта. Последнее слово всегда остается за человеком. Полученный ответ необходимо откорректировать, а если он не удовлетворяет, то сформулировать запрос заново.

Свои пояснения Александр Прутченков продемонстрировал на конкретном примере. Под его руководством участники круглого стола, подключившись к одной из нейросетей, решили практическую задачу — провели подготовку игрового марафона «Игры наших дедов и отцов». Педагоги прошли все этапы подготовки мероприятия: придумали креативную идею, написали сценарий, подготовили чек-лист, сформулировали аргументы для социальных партнеров.

В заключение круглого стола Александр Прутченков пожелал участникам удачи в освоении возможностей искусственного интеллекта. Всех, желающих узнать больше полезной информации о нейросетях он пригласил посетить свой телеграм-канал «Нейросети с Прутченковым».

Фото: oprf.ru