12.11.2024

В России потенциально 90 тысяч участников пробации: как действует профильный закон в регионах?

Становление и развитие в России института пробации немыслимо без активного участия представителей общественности, прежде всего членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Это убеждение объединило участников секции «Итоги региональных форумов “Сообщество” — 2024 по теме становления и развития института пробации в субъектах Российской Федерации», которая 1 ноября прошла в рамках итогового форума «Сообщество».

Невозможно составить представление о том, как реализуется закон о пробации, не посещая отдаленные регионы, не общаясь с людьми, кто этот закон реализует, и в отношении кого он применяется, отметил, открывая заседание, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов. Он сообщил, что по согласованию с Минюстом России 14 октября комиссия ОП РФ начала реализацию нового проекта «Мониторинг ситуации со становлением и развитием института пробации в регионах России».

«Как будет развиваться пробация, сейчас говорить пока рано. Чтобы убедиться, что этот процесс идет конструктивно в соответствии с требованиями закона, мы и задумали наш проект мониторинга. Выезжая в регионы, мы устанавливаем партнерские отношения с теми государственными структурами и общественными формированиями, которым эта тема также не безразлична», — заявил Александр Воронцов. В рамках проекта https://oprf.ru/news/probatsiya-zakon-prinyat-chto-dalshe члены комиссии ОП РФ уже посетили Красноярский край, Московскую область и Чеченскую Республику.

О том, в чем заключаются основные особенности той модели пробации, которая сейчас внедряется в России, рассказал исполняющий обязанности заместителя директора департамента государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы Минюста РФ Евгений Ермасов. По его словам, в этой модели основной акцент делается на социальные факторы.

«Квинтэссенция всей этой модели строится вокруг индивидуальной программы. Задача пробации — предоставить человеку, освободившемуся из мест лишения свободы, необходимые условия, которые позволили бы ему вести законопослушный образ жизни, не совершая новых преступлений. В первую очередь это трудоустройство. Имея заработок, у него появится возможность снять жилье, прикрепиться к медицинской организации, может быть продолжить образование. Таким образом, выстраивается система вовлечения человека в активную гражданскую жизнь. И проект Общественной палаты, связанный с участием ОНК, о котором сегодня шла речь, может сыграть здесь очень весомую роль», — подчеркнул Евгений Ермасов.

В настоящий момент в России есть около 90 тысяч человек, которые могут стать участниками программы пробации. При этом с заявлениями о желании принять участие в программе обратились не более 13 тысяч человек, что составляет примерно 14 процентов потенциальных участников программы. Какова причина: отсутствие информации о пробации у осужденных или нежелание возвращаться в законопослушную жизнь? Такой вопрос подняла в своем выступлении начальник отдела анализа и совершенствования административного и уголовно-исполнительного законодательства управления защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Лариса Пертли. По ее мнению, одна из главных трудностей, с которыми сталкивается реализация закона о пробации, — это отсутствие единого органа, который координировал бы усилия различных структур, вовлеченных в его реализацию, и, как следствие, отсутствие систематизированной информации о ситуации в сфере пробации.

«Хочется провести по всей стране анализ, как идет становление института пробации. Может быть, это можно сделать под эгидой рабочей группы по мониторингу? Необходимо знать, если где-то что-то работает не так. А если, напротив, работает хорошо, то нужно подробно описать эту практику, чтобы ее могли повторить другие регионы», — подчеркнула Лариса Пертли.

В настоящий момент среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рецидивная преступность превышает 50 процентов. При этом более 70 процентов повторных преступлений совершается в течение первого года после освобождения. Далеко не последним фактором, способствующим рецидивной преступности, являются трудности с трудоустройством среди бывших осужденных. Такие данные привел в своем выступлении председатель ОНК Липецкой области Вадим Егоров.

«Появление в России института пробации явно указывает, что ранее начатая государством работа по гуманизации уголовно-исполнительной системы продолжается. А эффективность принятого закона будет зависеть от множества факторов. В первую очередь от того, какие корреспондирующие данному закону нормы будут внесены в уже действующее законодательство», — считает он.

Участники форума обсудили ряд конкретных вопросов, связанных с реализацией закона о пробации, в частности особенности процесса пробации применительно к отдельным категориям осужденных, таких как несовершеннолетние или инвалиды.

Завершая работу секции, Александр Воронцов поблагодарил участников за неравнодушие и пожелал успехов в работе, направленной на развитие института пробации.

Фото: oprf.ru