Библиотека как место притяжения: от выдачи книг к культурному кластеру
В ходе образовательного марафона «Читай во имя Zавтра», который прошел на площадке ОП РФ 18 ноября, представители библиотек поделились опытом продвижения своего бренда, который поможет их коллегам из новых регионов интегрироваться в российскую библиотечную сеть.
Говоря о возросшей роли библиотек, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике Елена Родионова отметила, что уже сложилось профессиональное сообщество, готовое работать на социальное благо и на то, чтобы библиотеки стали центром притяжения.
«Библиотеки — универсальный ресурс для общественных объединений. За какую тему ни возьмись — везде нужны библиотеки», — сообщила она.
В частности, член ОП РФ предложила представителям библиотек подумать о работе с архивными документами, необходимыми для просвещения молодежи, в том числе о событиях Великой Отечественной войны.
«Архив — уникальный ресурс, но попасть в него обычному человеку невозможно. Библиотеки способны стать местом встречи молодых ученых. Также на площадке библиотеки может состояться совместная работа с архивами регионов. Это может стать мощным ресурсом», — подчеркнула она.
Переходя к возможностям ОП РФ для реализации творческих проектов библиотек, Елена Родионова отметила, что итогом образовательного марафона могут стать предложения, которые ОП РФ обязуется максимально отработать.
«ОП РФ — уникальный ресурс, где общественные инициативы и добрые дела находят реальные решения с государственными органами власти», — рассказала она.
Библиотека становится образовательным пространством в том числе и для школьников, сообщила спикер. На их площадке эксперты проводят встречи со школьниками. Это практика уже востребована в ряде московских школ. Возрастает также роль школьных библиотек, которые могут сотрудничать в том числе с «Движением первых» и другими организациями из перечня Министерства образования РФ.
Проект поддержал Фонд культурных инициатив, отметил Борис Головин, заместитель директора автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО «АСТИК»).
«Помимо коллег из возвращенных регионов, вся страна подключилась к этому марафону. Он имеет хорошую образовательную составляющую не только со стороны федеральных экспертов, но и коллег из регионов», — подчеркнул он.
О востребованности проекта «Читай во имя завтра» рассказала его руководитель, заместитель директора АСТИК Елена Титова. Она отметила, что проект вызвал большой интерес в библиотечной среде.
«Проект оказался точкой притяжения не только для библиотек регионов, в том числе возращенных. К нему также подключились библиотекари системы образования. Это уникальная ситуация, так как обычно школьного библиотекаря представляют только как человека, который выдает книги», — сообщила она.
Как сеть библиотек Выборгского района Санкт-Петербурга стала брендом, рассказала директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система Выборгского района» Раиса Панкова.
Она добавила, что библиотеки Санкт-Петербурга — это культурные кластеры мегаполиса, играющие значимую роль в жизни города.
Путь к культурному кластеру библиотеки Выборгского района начали с брендирования своих названий — номерные обозначения были заменены на названия, в которых отразилась история города, рассказала она.
«Стратегия присутствия библиотеки в соцсетях строилась на базовых законах SMM, что привело к хорошему результату. Наша страничка получила самый высокий рейтинг среди госпабликов учреждений культуры», — подчеркнула спикер.
Нужно поставить задачу — показать себя современным учреждением, чтобы в библиотеку хотели прийти, сообщила заведующая отделом маркетинга и продвижения деятельности библиотек Выборгского района Наталья Дудник.
«Медиапроявленность библиотеки включает создание контента в соцсетях, взаимодействие со СМИ и блогерами. Важно определиться, для кого мы делаем контент и обращаться к каждой аудитории на ее языке», — заключила она.
Говоря о работе со СМИ, спикер отметила, что после непродолжительного периода поиска своих журналистов СМИ начинают звонить сами, чтобы узнать об интересных мероприятиях или с просьбой о комментарии.
В том числе заведующая отделом рекомендовала чаще показывать в социальных сетях внутреннюю жизнь библиотеки и снимать видеоролики, подключая к созданию контента юмор и самоиронию.
Пушкинская библиотека-музей в Белгороде стала библиотекой нового поколения, рассказала ее заведующая Светлана Северинова. По ее словам, в 2020 году был разработан логотип и новый дизайн помещения, который стилистически перекликался с интерьерами пушкинской эпохи. В том же стиле был выдержан дизайн социальных сетей библиотеки. Библиотека также разработала сувенирную продукцию, изображающие портреты Пушкина, рассказала она.
«Теме Александра Пушкина посвящены все наши клубы и туристические маршруты для молодежи. Мы стараемся сохранить традиции, но это не значит, что мы отстаем от сегодняшнего дня», — подчеркнула она.
Фото: oprf.ru